Опросник КОС применяется для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту) (Приложение В). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
Таким образом, полученные результаты представим в виде таблицы данных для последующего количественного анализа (Таблица 3).
Таблица 9 - Результаты контрольной группы по методике КОС
|
№ опроса |
Коммуникативные склонности |
Организаторские склонности |
|
1 |
6 |
13 |
|
2 |
5 |
11 |
|
3 |
8 |
11 |
|
4 |
8 |
10 |
|
5 |
6 |
9 |
|
6 |
8 |
11 |
|
7 |
8 |
10 |
|
8 |
3 |
9 |
|
9 |
5 |
9 |
|
10 |
8 |
11 |
|
Среднее значение |
6,5 |
10,4 |
Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей. Для этого представим баллы в виде коэффициента К. Используя средние значения по контрольной группе, определим оценочный критерий К, который выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений.
Таким образом, мы получаем следующие данные: коммуникативные склонности имеют коэффициент равный 0,325; организаторские склонности имеют коэффициент равный 0,52. На основе представленных результатов можно сделать вывод о том, что склонность к коммуникации на самом низком уровне, представители данной субкультуры не считают нужным или имеют трудности в установлении контактов с внешней средой, внутри группы имеют установленные связи на уровне малых групп. Зачастую не взаимодействуют с другими «себе подобными» в рамках субкультуры. Что касается организаторских способностей, то очевидно, что они практически не проявляются, имеют крайне низкий уровень выраженности. Внутри готической субкультуры нет лидеров, каждый преследует свои собственные интересы и идеи, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
В чем различия между лидером и руководителем?
Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может ...
Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных
действий и понятий
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия.
П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой ...
Педагогическая толерантность как предмет психологического исследования. Основные подходы к проблеме толерантности в отечественной и
зарубежной психологии. Определение понятия толерантность
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Нашей задачей является выявить общее и отличительное в разных интерпретациях понятия толерантность и на основе этого выработать ее понимание как психического явления. Вопрос о содержательном наполнении понятия ...


