Информация » Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде » Выводы и рекомендации для родителей и учителей.

Выводы и рекомендации для родителей и учителей.
Страница 1

Как учить ребенка надлежащему удовлетворению своих потребностей? Таких методов много. Особого внимания заслуживают три из них – они наиболее часто выступают в повседневной жизни семьи.

1.

Использование инстинкта подражания. Он заключается в том, что родители показывают ребенку, как они удовлетворяют собственные потребности. Например, в любви – проявляя взаимное уважение и нежность, в безопасности – заботясь о доме и обеспечивая семье средства к существованию, в социальной значимости – добиваясь осуществления поставленных целей и др.

Ребенок с младенческого возраста подражает взрослым. Сама природа наделила его инстинктом подражания, весьма важным и необходимым, ибо он служит для усвоения различных форм поведения, которые ребенок наблюдает и перенимает у других, более опытных лиц.

Мы не раз имели возможность убедиться в наблюдательности детей. Они способны заметить и даже подсмотреть многие черты поведения, явлений, ситуаций, а затем пробуют воспроизвести их во время игры, подражая взрослым. Следовательно, если родители стараются правильно реализовывать свои потребности, то тем самым они подают ребенку хороший пример. Важно и специально показывать ребенку, как удовлетворяются различные потребности.

Необходимо добавить, что благодаря инстинкту подражания ребенок овладевает не только внешними формами поведения, он усваивает также связи и жизненные позиции родителей, их отношение к разным вопросам, способ мышления, оценки окружающего его мира и др.

2.

Применение системы взысканий и поощрений. Сразу же хочу пояснить, что речь идет не об издревле известном и применяемом с мизерным эффектом методе принуждения ребенка к чему-либо под угрозой наказания (« Если принесешь двойку – получишь выволочку!») или же подкупа (« Получишь пятерку – куплю тебе велосипед»)

В широком понимании поощрением для человека является все то, что служит удовлетворению какой-то его потребности, а взысканием или наказанием – то, что затрудняет ему или делает невозможным ее удовлетворение.

Использование родителями взысканий и поощрений, именно так понимаемых, заключается в создании таких ситуаций, когда только определенные формы поведения ребенка приносят ему награду, а иные будут наказуемы, т. е. не приведут к удовлетворению потребности. Здесь используется очень важное явление, а именно: человек повторяет те формы поведения, которые обеспечивают ему поощрения или награды, и избегает тех, которые доставили ему неприятности, наказания.

Рассмотрим пример такой ситуации. Маленький Денис заинтересован в одобрении отца, для него это – важная награда, удовлетворяющая его потребность в признании. Отец хвалит каждый раз, когда этого хочется сыну: и тогда, когда мальчик показывает ему рисунок, выполненный небрежно, кое-как, и когда построит несложное, но разваливающееся сооружение из кубиков, и когда старательно, с большими усилиями смастерит сложную модель самолета или ему удастся выложить из цветной мозаики красивый узор.

В результате Денис привыкает к легкому удовлетворению своей потребности в одобрении: все, что он ни сделает, - якобы великолепно. На этой основе у него создается уверенность в своей исключительности, что в свою очередь то и дело приносит ему разочарования, ибо другие люди вовсе не считают его необыкновенным и не хвалят за что попало. Ребенок приобретает привычку к неправильному удовлетворению потребности в признании.

Если бы отец более объективно оценивал начинания сына, хваля только то, что заслуживает одобрения, и одновременно указывая на ошибки. Денис понял бы, что признание надо заслужить.

Закрепление ложного представления о собственных исключительных способностях или иных мнимых достоинствах приводит впоследствии к неприятным разочарованиям, конфликтам и формирует отрицательные черты личности, что, как мы знаем, затрудняет удовлетворение потребностей и в будущем может обусловить склонность подростка к употреблению наркотиков.

Страницы: 1 2 3


Наглядно-образное мышление.
При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. ...

Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер. Сущность нравственного воспитания носит двухсторонний характер. Он включает в себя, как целенаправленно ...

Особенности психологии страхования
Начиная исследование данной непростой задачи сразу хотелось бы отметить первую основную трудность возникающую у нас на пути. Это достаточно прозаическая проблема, но в то же время как бы существенно усложняющая и одновременно дающая простор для творчества и эвристических тенденций проведения исследования. Проще говоря сложность заключае ...