Виды лжи
Страница 2

Х.Г. Лернер пишет: «Размышляя о жизни женщины, я вынуждена была обратить особое внимание на слово «pretending» (притворство, симулирование, разыгрывание из себя), оно чаще отражает желание, уводящее с верного пути, защитить других и гарантировать сохранение себя, а также наших отношений. Pretending естественным образом происходит из ложного и ограниченного определения себя, которое женщина часто усваивает без вопросов и сомнений. Т.о. оно тесно связано с женственностью, то есть это просто-напросто, что учит делать женщин культура». Эта ложь основана на самоубеждении и самообмане[цит.по27,с.47].

Г.Лассистер, на основе видов агрессии, выделяет три типа обмана: просоциальный (обман во благо обществу), антисоциальный (ложь, совершенная, чтобы обойти закон) и санкционированный (безобидная ложь, выдумки, уклончивость, которая находится в пределах границ социальных норм и морали; она занимает промежуточное место между двумя первыми) [6]. А.Игнатенко ввел собственную классификацию случаев обмана, собранных им при изучении восточных трактатов. Он выделял обман в чистом виде (дезинформацию), амфиболию (неопределенность высказывания), подмену (предметов или людей), лжесвидетельство, нарушение клятвы, ложные письма (поддельные и подметные), оговор, заведомо фальшивые предсказания, притворство, провокацию и создание ложных обстоятельств [58].

И.П. Шкуратова осуществила наиболее детальную классификацию разных видов лжи. Помимо лжи-умолчания, лжи во благо, лжи-самопрезентации, она выделяет: ложь-сокрытие, при которой человек скрывает какую-то свою деятельность, причем не обязательно запретную или предосудительную [65]; этикетная ложь, осуществляемая на основе всеобщего договора о соблюдении этикета [26,65]; ложь-заблуждение как вариант, при котором человек говорит неправду, но при этом у него может быть уверенность, что он делает благое дело; ложь-фантазия, целью которой, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности; ложь-оправдание, имеющая место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка; ложь-розыгрыш - тип лжи, при котором с помощью специально разработанного сценария у человека создается ложное представление о конкретном лице или окружающей обстановке; ложь-наговор в виде сплетен; ложь-надувательство (мошенничество) это аморальная ложь, связанная с финансовой выгодой и может иметь разные масштабы: от игры в наперстки до создания финансовой пирамиды (негативные последствия мошенничества весьма ощутимы, этот вид лжи уже квалифицируется как уголовно наказуемое деяние)[54,57,65]; ложь-предательство, при котором человек добивается своей выгоды за счёт нанесения ущерба людям, которые ему доверяли; ложь как атрибут профессии связана с сокрытием профессиональных тайн [2,65].

Наряду с обманом других бытию индивида приписан и самообман. Б. Шалютин отмечает, что понятие самообмана фиксирует одно из капитальных фактов внутренней жизни человеческого Я - обман ценностным (смысловым) «Я» коллективного «Я». Самообман как и всякая ложь, оказывается актом воздействия. Самопожертвование во имя самообмана – это то на, что способна личность, но на что все же не способно человечество [60]. С точки зрения психологии общения и взаимопонимания самообман представляет собой особый случай внутреннего диалога, аутокоммуникации: здесь и обманывающий, и обманываемый представлен в одном лице. Наиболее очевидные ситуации, ведущие к самообману, обычно связаны с тем, что человек, получая какое-то знание, не верит в его правдоподобие или вовсе отрицает, отторгает от себя [29]. Иллюзия

— это добровольный самообман, когда реципиент соглашается верить тому, что сообщает коммуникант. Если обман — это коммуникационное управление во вред реципиенту, то иллюзия — это коммуникационное управление во благо реципиента [6].

К разновидностям искажения информации о себе относят также такие понятия как макиавеллизм, манипуляция и самопредъявление. "Макиавеллизмом" западные психологи называют "склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях тонкими, едва уловимыми или не физически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание" [25, c.50]; как стратегию социального поведения, включающую манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их (т.е. других людей) собственным интересам; как психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик [25].

Каждый человек, вступая в общение с другими людьми, транслирует большое количество информации о своей личности. Даже, если человек молча присутствует в помещении, в котором находятся другие люди, они, обращая на него внимание, считывают необходимую для себя информацию о его социально-демографических и личностных особенностях [31,63] Как справедливо подметил И.Гофман, у человека существует два способа сообщить что-то о себе: «произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя» [цит. по 63, с 1].

Страницы: 1 2 3


Общественная активность: содержание, роль и формы.
Проведенный анализ научно - методической литературы, позволил уточнить различные точки зрения на активность и общественную активность личности и ее развитие. Рассмотрение родового понятия «активность», позволило определиться с собственным педагогическим его пониманием как непрерывного процесса накопления и проявления потенциального в ли ...

Ведущие профессиональные качества и личностные характеристики
- мышление (продуктивное, наглядно образное и наглядно- действенное, словесно-логическое) - память (образная, долговременная, оперативная) - внимание (устойчивое, избирательное) - эмпатия (сопереживание) - эмоциональная устойчивость Личностные характеристики 1. Любить свою работ, осознавать важность и значимость влияния своей деят ...

Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15]. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...