Виды лжи
Страница 2

Х.Г. Лернер пишет: «Размышляя о жизни женщины, я вынуждена была обратить особое внимание на слово «pretending» (притворство, симулирование, разыгрывание из себя), оно чаще отражает желание, уводящее с верного пути, защитить других и гарантировать сохранение себя, а также наших отношений. Pretending естественным образом происходит из ложного и ограниченного определения себя, которое женщина часто усваивает без вопросов и сомнений. Т.о. оно тесно связано с женственностью, то есть это просто-напросто, что учит делать женщин культура». Эта ложь основана на самоубеждении и самообмане[цит.по27,с.47].

Г.Лассистер, на основе видов агрессии, выделяет три типа обмана: просоциальный (обман во благо обществу), антисоциальный (ложь, совершенная, чтобы обойти закон) и санкционированный (безобидная ложь, выдумки, уклончивость, которая находится в пределах границ социальных норм и морали; она занимает промежуточное место между двумя первыми) [6]. А.Игнатенко ввел собственную классификацию случаев обмана, собранных им при изучении восточных трактатов. Он выделял обман в чистом виде (дезинформацию), амфиболию (неопределенность высказывания), подмену (предметов или людей), лжесвидетельство, нарушение клятвы, ложные письма (поддельные и подметные), оговор, заведомо фальшивые предсказания, притворство, провокацию и создание ложных обстоятельств [58].

И.П. Шкуратова осуществила наиболее детальную классификацию разных видов лжи. Помимо лжи-умолчания, лжи во благо, лжи-самопрезентации, она выделяет: ложь-сокрытие, при которой человек скрывает какую-то свою деятельность, причем не обязательно запретную или предосудительную [65]; этикетная ложь, осуществляемая на основе всеобщего договора о соблюдении этикета [26,65]; ложь-заблуждение как вариант, при котором человек говорит неправду, но при этом у него может быть уверенность, что он делает благое дело; ложь-фантазия, целью которой, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности; ложь-оправдание, имеющая место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка; ложь-розыгрыш - тип лжи, при котором с помощью специально разработанного сценария у человека создается ложное представление о конкретном лице или окружающей обстановке; ложь-наговор в виде сплетен; ложь-надувательство (мошенничество) это аморальная ложь, связанная с финансовой выгодой и может иметь разные масштабы: от игры в наперстки до создания финансовой пирамиды (негативные последствия мошенничества весьма ощутимы, этот вид лжи уже квалифицируется как уголовно наказуемое деяние)[54,57,65]; ложь-предательство, при котором человек добивается своей выгоды за счёт нанесения ущерба людям, которые ему доверяли; ложь как атрибут профессии связана с сокрытием профессиональных тайн [2,65].

Наряду с обманом других бытию индивида приписан и самообман. Б. Шалютин отмечает, что понятие самообмана фиксирует одно из капитальных фактов внутренней жизни человеческого Я - обман ценностным (смысловым) «Я» коллективного «Я». Самообман как и всякая ложь, оказывается актом воздействия. Самопожертвование во имя самообмана – это то на, что способна личность, но на что все же не способно человечество [60]. С точки зрения психологии общения и взаимопонимания самообман представляет собой особый случай внутреннего диалога, аутокоммуникации: здесь и обманывающий, и обманываемый представлен в одном лице. Наиболее очевидные ситуации, ведущие к самообману, обычно связаны с тем, что человек, получая какое-то знание, не верит в его правдоподобие или вовсе отрицает, отторгает от себя [29]. Иллюзия

— это добровольный самообман, когда реципиент соглашается верить тому, что сообщает коммуникант. Если обман — это коммуникационное управление во вред реципиенту, то иллюзия — это коммуникационное управление во благо реципиента [6].

К разновидностям искажения информации о себе относят также такие понятия как макиавеллизм, манипуляция и самопредъявление. "Макиавеллизмом" западные психологи называют "склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях тонкими, едва уловимыми или не физически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание" [25, c.50]; как стратегию социального поведения, включающую манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их (т.е. других людей) собственным интересам; как психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик [25].

Каждый человек, вступая в общение с другими людьми, транслирует большое количество информации о своей личности. Даже, если человек молча присутствует в помещении, в котором находятся другие люди, они, обращая на него внимание, считывают необходимую для себя информацию о его социально-демографических и личностных особенностях [31,63] Как справедливо подметил И.Гофман, у человека существует два способа сообщить что-то о себе: «произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя» [цит. по 63, с 1].

Страницы: 1 2 3


Основные выводы
1.Представленные данные показывают неуклонный рост преступности в подростковой и юношеской среде. Отличительной особенностью подростковой и юношеской преступности является крайне высокое распространение в ней «тяжких» и «особо тяжких» преступлений. Данные статистики преступлений показывают линейную зависимость падения доли «тяжких ...

Эмпирическое исследование влияния личностных черт курсантов на их отношение к своей и чужой лжи. Постановка проблемы и методы исследования
Цель исследования: изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи. Эмпирические задачи исследования: 1. Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении. 2. Исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи. 3. Выявить мотивацию лжи, которую ...

Теория личностно-ориентированной психологии К. Роджерса
Личностно-ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. В основе личностно - ориентированного обучения л ...