Информация » Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи » Эмпирическое исследование влияния личностных черт курсантов на их отношение к своей и чужой лжи. Постановка проблемы и методы исследования

Эмпирическое исследование влияния личностных черт курсантов на их отношение к своей и чужой лжи. Постановка проблемы и методы исследования
Страница 1

Цель исследования:

изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи.

Эмпирические задачи исследования:

1.

Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении.

2.

Исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи.

3.

Выявить мотивацию лжи, которую курсанты приписывают себе и другим.

4.

Исследовать взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к своей и чужой лжи.

Гипотезы исследования:

1.

Юноши и девушки различаются по частоте применения ими различных видов лжи в межличностном общении и по реакциям на проявления лжи в чужом поведении.

2.

К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение.

3.

Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.

Предмет исследования:

отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с чертами личности.

Объект исследования

-

выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30 – женского. Возраст: 19-20 лет. Курсанты 3-его курса, Новочеркасского военного института связи.

Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики:

I

.

Опросник «Виды лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи. Эта методика состоит из 48 вопросов, распределённых по 6 пунктов на каждую из следующих шкал:

1

. этикетная ложь

(самый распространённый и безобидный вид лжи, поскольку основывается на всеобщем договоре о соблюдении этикета);

2. ложь во благо

(не желание причинить боль правдой другому человеку);

3. ложь-фантазия

(безобидный вид лжи, при котором ложь, как правило, направлена на придание своему рассказу яркости, необычности);

4. ложь-оправдание

(распространенный вид лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка; обеление себя для смягчения санкций);

5. ложь-умолчание

(не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счёт неполноты картины);

6. ложь-сплетня (наговор)

(распространённый вид лжи, передача друг другу плохо проверенной информации о ком-то);

7. ложь-самопрезентация

(вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа; чаще применяется в отношении малознакомых людей);

8. мотивы лжи

(шкала содержит утверждения, связанные с приписыванием себе различных мотивов лжи).

Респондент должен был оценить, насколько его поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями: 3 балла – очень характерно для меня; 2 балла – характерно; 1 балл – мало характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

II

.

Опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи. Он включает 28 жизненных ситуаций, в которых человек становится свидетелем искажения информации (ситуации подбирались таким образом, чтобы в них описывались те же виды лжи, что и в предыдущей методике). Респонденту предлагалось вспомнить, как он обычно реагирует в таком случае и выбрать один из вариантов ответа: А – я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом; Б – я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю своё поведение под влиянием услышанного; В – я прямо скажу человеку, что он говорит неправду. В конце опросника респондент должен был оценить, какими мотивы лжи руководствуются окружающие.

III

.

Личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16 FPI) вариант опросника – А (содержит 187 вопросов).

Обработка полученных данных опросников производится по ключу.

IV

.

Анализ данных осуществлялся с помощью

методов непараметрической статистики: ранговый коэффициент корреляции Ч.Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS 12.0.

Страницы: 1 2


Школьное обучение Индиго
Как многие уже, наверное, поняли, самой важной проблемой ребёнка Индиго является школа. Во-первых, разберёмся в том, что же такое школа?! Школа – это, то место, где преподаватели обучают детей по поставленной им программе, которую выработало государство для среднего уровня интеллекта. У преподавателей есть своя система обучения, и от не ...

Возрождение представлений о единстве тела и души
В начале века клиницист Усов писал о важнейшем значении психогений при возникновении желудочно-кишечных заболеваний. Связь психического состояния с физическим рассматривал в своих работах В.А. Гиляровский. Быстрое распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX века с появлением психоанализа Зигмунда Фрейда и ...

Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации
На основании описанной нами факторной структуры ценно­стных ориентации личности можно говорить о том, что в индиви­дуальной ценностной системе представлены различные компо­ненты, имеющие неодинаковое значение в каждом конкретном случае. Анализ структурной организации ценностной системы на основе выделения ее ведущих уровней может быть д ...