Введение

Актуальность темы

. Факт изменений в организации, а также степень их эффективности зависят от ряда социально-психологических явлений, характерных для организации в целом и ее сотрудников в частности, а значит, эти явления могут рассматриваться как факторы организационных изменений. К одному из важнейших факторов относятся межличностные отношения сотрудников в организации.

Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом.

Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Б.Д. Парыгина «Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения» А.Н. Обозова «Три подхода к исследованию психологической совместимости» Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовскую «Социальная психология малой группы» Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, «Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе» Л. Фестингера, Ф. Фидлера и др.

В пользу актуальности проблемы психологической коррекции межличностных отношений в трудовом коллективе говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами.

Практическая актуальность вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях в трудовом коллективе снижают показатели результатов труда.

ЦЕЛЬ исследования – изучить межличностные отношения в медицинском коллективе.

ОБЪЕКТ исследования – характеристика трудового коллектива.

ПРЕДМЕТ исследования – межличностные отношения сотрудников медицинского коллектива.

В соответствии с целью были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

Проведение теоретического анализа межличностных отношений в социальной психологии.

Проанализировать методы диагностики и коррекции межличностных отношений в организации.

Изучить межличностные отношения в трудовом коллективе медицинского учреждения.

Выделить проблемы межличностных отношений в коллективе.

Сделать выводы о результатах проведенного исследования.

Разработать рекомендации.

Гипотеза использования социально-психологического тренинга может служить эффективным средством оптимизации межличностных отношений в трудовом коллективе.

В ходе эксперимента использовались следующие МЕТОДЫ исследования:

Теоретический: изучение и анализ научной литературы в сфере социальной и организационной психологии, социологии, психологии менеджмента и управления персоналом по исследуемой проблеме.

Эмпирический: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; социометрия; тестирование.

Статистический: количественный и качественный анализ итоговых данных экспериментальной работы.

В практической части дипломной работы были использованы следующие МЕТОДИКИ исследования:

Социометрия Дж. Морено выступала основным средством диагностики.

Методика Ф. Фидлера использовалась для оценки психологической атмосферы в коллективе.

Личностный опросник Кеттелла являлся средством получения дополнительных сведений об испытуемых. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности.

Шкала самооценки мотивации одобрения позволила изучить особенности формирования мотивационно-потребностной сферы, потребности в достижениях.

В базе исследования принимали участия сотрудники медицинского учреждения примерно одинакового возраста (32-40 лет) из них 18 мужчин и 22 женщины.


Назначение судебно-психологической экспертизы
Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами рассле ...

Основные понятия характера
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в ч ...

Проблема исследования мотивации мыслительной деятельности
Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первый план психоанализом (3. Фрейд и его последователи). Считалось, что в основе человеческой активности, поведения лежат два основных, или базальных, мотива: первый связан с сексуальной жизнью человека, а второй с его агрессивностью (секс и агрессия). Мотивы взрослого человека ...