Основные формы насилия

В англоязычной психологической литературе основными терминами в области проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида, ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, отсутствие заботы).

К настоящему времени сложилась эмпирическая типология форм «abuse & neglect», которую составляют:

физическое насилие - преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относится не только побои, но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;

сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой – либо иной выгоды; к сексуальному насилию относятся не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порно - бизнес и т.п.;

психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) – преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушение отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирование этого отношения, а также действия приводящие к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.

Соотношение трех данных форм «abuse & neglect» таково: по своему объему понятие «сексуальное насилие» больше, чем понятие «физическое насилие», а понятие «физическое насилие» больше, чем понятие «психологическое насилие». Иначе говоря, между данными понятиями существует отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм «abuse & neglect» показывает, что психологическое насилие является «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают другие формы насилия (П.Дитл, С.Харт, М.Браккорд).

В нашей стране достаточно широкое распространение получила классификация насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над детьми (1997) под редакцией М.Д.Асановой [5]. Выделяется четыре основных типа насилия:

физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Помимо перечисленных выше типов насилия и их характеристик, многие авторы выделяют экономическое или финансовое насилие (M.Chang и F.Lewenthal) квалифицируемое в случае попытки одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также в случае экономического давления в отношении несовершеннолетних детей.


Методы исследования мышления
При психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики не привели к успеху и в данной области психологии. Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий ...

Характеристика внимания как психологического процесса. Общая характеристика внимания
До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняе ...

Визуально – коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур. Сущность субкультуры
Начиная эту тему, необходимо дать определение понятия «Субкультура». Здесь есть определенная сложность, так как определений, что такое «Субкультура», очень много. Приведу различные (не очень много)- от энциклопедических до определений участников различных форумов: 1) «Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей ...