К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации её функционирования. В этом смысле семейная психотерапия является самостоятельным методом психотерапии, опирающимся на положения системного подхода, кибернетики и “психологии отношений”.
Развитие семейной психотерапии в России прошло ряд этапов:
1. В 1882 г. И.В. Маляревский открыл в Санкт-Петербурге «Врачебно-воспитательное заведение» для психических больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание изучению семейных взаимоотношений в качестве этиологических условий возникновения психических расстройств. В 1886 г. В.М. Бехтерев и в 1899 г. И.А. Сикорский описали искажения семейного воспитания детей и подростков, вследствие чего у них возникали нервно-психические расстройства.
2. В 1968 г. В.К. Мягер опубликовала первую в нашей стране статью о семейной психотерапии при неврозах.
3. В начале 1970-х гг. В.М. Воловик, А.И. Захаров, В.В. Костерева, Т.М. Мишина, Э.Г. Эйдемиллер опубликовали работы, в которых обобщили свой опыт в области семейной психотерапии.
4. В 1988 г. в нашу страну приезжала Вирджиния Сатир, на семинарах которой впервые в отечественной практике была показана конкретная психотерапевтическая работа с семьями с «идентифицированным пациентом» и с моделированием слушателей различных семейных ситуаций.
5. В 1993 г. сотрудники кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (курс детско-подростковой психотерапии) Н.В. Александрова, С.А. Кулаков, С.И. Чаева, Э.Г. Эйдемиллер провели первый в нашей стране цикл тематического усовершенствования для врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов «Основы групповой и семейной психотерапии» продолжительностью 216 часов, который остается наиболее популярным и по сей день.
Теоретические концепты и основанные на них методы семейной психотерапии также прошли в своем развитии ряд этапов:
1. В начале 1970-х гг. семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники». Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммироваыв психопатологические профили, понять сущность семьи как совокупности входящих в неё индивидуальностей. Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медкаменты, занятия аутотренингом, сеансы гипноза и т.д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим. Однако такой подход продержался недолго.
2. Следуя традициям отечественной психологии, и в первую очередь концепции «психологии отношений» В.Н. Мясищева, семейные психотерапевты помогали членам семьи осознавать и корректировать те паттерны поведения, которые закладывались на ранних этапах онтогенеза. Этот этап развития семейной психотерапии можно с полным основанием назвать психоаналитическим (психодинамическим).
3. Начиная с середины 1980-х гг., в нашей стране основным становится системный подход в семейной психотерапии, ак в дальнейшем – синтез «психологии отношений» В.Н. Мясищева и основных положений кибернетики и системного подхода. Семейный психотерапевт перестал играть роль судьи, который собирал информацию у всех членов семьи, оценивал её и давал семье либо «квалифицированный совет», либо предписание вести себя в определенных ситуациях определенным образом.
Теперь семейный психотерапевт не только осуществляет присоединение к семье, но и входит в неё в качестве элемента, обладающего энергией, информацией и волей, побуждает членов семьи к терапевтическим изменениям, к пересмотру существующих правил и границ, подсистем и коалиций.
Если строя свою работу психотерапевты заимствуют опыт зарубежных коллег то применяемые методы психотерапии необходимо адаптировать к национально-культурному контексту.
В нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:
1. Сохраняется патриархальная семья, т.е. семья, состоящая из нескольких поколений;
2. Границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;
3. Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, главными действующими лицами являются женщины;
4. Несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных кварталах, либо совместно с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья;
Теоретические взгляды на проблему подросткового возраста. Характеристика
подросткового возраста в рамках теории «эго-идентичности» по Э.Эриксону.
Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, ...
Влияние личных качества руководителя на методы управления,
цели, задачи и всю деятельность организации. Процесс реализации своих функций
Руководитель может по-разному проявлять свою индивидуальность в каждом из компонентов управленческой деятельности. Его цели, мотивы, сам смысл деятельности могут быть различны, и по-разному соотноситься с целями организации. Так же неодинаковое место в системе мировосприятия руководителя занимают задачи, стоящие перед ним, и различные у ...
Несформированность психофизиологических и психологических
предпосылок учебной деятельности
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Однако более 20 % семилеток и около 40 % шестилеток, начинающих учиться, имея нормальный интеллект, не обладают Достаточной функционал ...