Семья как система
Страница 2

Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между её членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы. Перлман дает достаточно точную оценку того,как роли влияют на поведение членов семьи, и рассматривает семейную структуру как основу для распределения ролей. Роли связаны с той или иной линией поведения, регулируемой долженствованиями и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки окружающих его людей.

Распределение ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем.

Распределение ролей всегда связано с ценностями и верованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано, и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они имеют относительно своих детей и друг друга.

Существует два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, «козла отпущения» и другими. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру.

Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут, как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:

· Индивидуальные роли на уровне семьи;

· Роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;

· Роли, которые семья в целом играет в обществе.

Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом. Нормы в значительной мере определяют характер культуры семьи, а также то, какое поведение её члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля. Нормы во многом определяются детским опытом родителей и усвоенными ими культурными ценностями.

Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли её членов. Ценности определяются как «совокупность идей, установок и верований, объединяющая членов семьи, независимо от того, осознают они их или нет…Ценности влияют на особености восприятия индивидуальной ответственности членов семьи, их жизненные цели, а также на их отношение к способам удовлетворения собственных потребностей».

На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести её члены. Система ценностей семьи является результатом её культурной идентификации и объединения систем ценностей её членов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом.

Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи.

Функции

Функции семьи тесно связаны с развитием её структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений её членов друг с другом и с внешним окружением.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретическая часть. Общая характеристика личности младшего школьника
"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем о ...

Исследование свойств темперамента студентов
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является с ...

Причины одиночества
Светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы, радости. Эту линию развили романтики. Именно с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Романтики в XVIII веке делают одиночество своим программным лозунгом: от байроновского вызова и бунт ...