Семья как система
Страница 5

Боуэн (Bowen, 1966) дает следующее определение эмоционального треугольника: «Человеческие отношения часто строятся на основе треугольников. Когда психическое напряжение в отношениях между двумя людьми начинает превышать определенный уровень, в них включается третий человек, что приводит к распределению психического напряжения между тремя участниками эмоционального треугольника. Кроме того, каждые два участка такого треугольника могут, в свою очередь, образовать новые треугольники, включая в них новых лиц. Таким образом, система отношений человека может включать множество взаимосвязанных эмоциональных треугольников, при этом возникшее психическое напряжение может перемещаться от старых участников коммуникаций к новым и наоборот».

С понятием эмоционального треугольника также связано понятие дифференциации «я». Чем менее дифференцировано «я» одного или обоих партнеров по коммуникации, тем более высока вероятность формирования треугольников. Образование треугольников является одним из способов избежать решения вопросов, относящихся к личному росту и дифференциации самосознания, а также осознания своей роли во взаимоотношениях с другими. Триангуляция позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека путем его обращения к третьему. Чем выше уровень психического напряжения во взаимоотношениях между двумя людьми, тем вероятнее, что один из них или они оба установят отношения с третьими лицами с тем, чтобы снизить уровень психического напряжения. Этими третьими лицами могут быть психотерапевт, друзья или родственники. Чем большей незрелостью отличаются партнеры по коммуникации, тем более значимыми для эмоционального благополучия представляются им собственные отношения. Если в их основе лежит лишь необходимость сохранения эмоциональной стабильности, для того чтобы избежать неприятных переживаний, партнеры будут уклоняться от обсуждения проблем в своих отношениях и обращаться к третьим лицам, чтобы иметь возможность говорить о чем-нибудь другом, не относящимся к их отношениям. Таким образом, в основе образования треугольников лежит и стремление человека получить возможность обсуждения проблем в своих отношениях с кем-то еще, и желание избежать их обсуждения. В последнем случае человек предпочитает говорить о политике, религии, телевизионных передачах или проблемах других людей, только не о своих собственных.

Важно помнить о том, что образование треугольников во многих случаях выполняет стабилизирующую функцию, способствуя сохранению прежнего уровня взаимоотношений Оно служит средством снижения переживаемого человеком эмоционального напряжения. Чем отчетливее выражено эмоциональное напряжение индивида, тем более вероятно образование треугольников, и чем оно выражено меньше, тем более готов человек к откровенному обсуждению своих проблем.

Мышление и чувства

Заачастую люди слишком субъективно оценивают происходящие в их жизни события, особенно если они вызывают сильный эмоциональный отклик или если люди несут ответственность за их исход. Поэтому они нуждаются в объективной оценке происходящего и профессиональной помощи, позволяющей осознать, как их чувства влияют на оценку событий. Охваченный сильными переживаниями, человек не способен правильно оценить происходящее – он лишь строит различные домыслы. Чем характерней для членов семьи напряженные отношения, тем искаженней и субъективней будет их оценка происходящих в семье событий. И чем эмоциональней отношения между членами семьи, тем больше вероятность того, что их чувства сильно повлияют на восприятие происходящего.

Чем сильней люди зависят друг от друга, тем больше они ориентируются в своих оценках на собственные чувства. Если они испытывают сильную тревогу, то их оценка той или иной информации может быть совершенно искаженной. Если человек ощущает, что его жизни и благополучию что-то угрожает, он не способен объективно оценивать полученную им информацию, и переживаемые им чувства будут соответствующим образом окрашивать любые факты. По мере того как человек станет способен контролировать ситуацию и ощутит себя в большей безопасности, его мышление обретет более последовательный и логичный характер, а оценки станут более трезвыми. Важно также учесть, что люди, привыкшие к рациональному истолкованию своих переживаний и зачастую их отрицающие, на сомом деле им очень подвержены. Чем больше человек опасается утратить контроль за своим состоянием, тем вероятней его стремление срыть или подавить свои чувства. В подобном случае действия и оценки человека будут значительной степени определяться его чувствами, а не разумом. И, напротив, когда человек уверен в том, что ему удастся совладать со своими чувствами, он дает им волю и в тоже время продолжает контролировать свои действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Условнорефлекторная терапия
Другой группой методов, близких к аутогенной тренировке, являются различные формы условно-рефлекторнои терапии. Основателем этого психотерапевтического направления был В. М. Бехтерев, впервые предложивший принципы сочетательно-(условно)-рефлекторной терапии, исходя из павловского учения об условных рефлексах. Одной из разновидностей ус ...

Полученные результаты и их обсуждение
Мы разделили испытуемых на три группы: - люди, обладающие стратегией самоподавления; - люди, обладающие конструктивной стратегией; - люди, обладающие доминирующей стратегией. Применяя тест-опростник на самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, были получены следующие результаты, которые можно представить в виде следующей таблицы ...

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.
Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя более адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки ...