Методика Р.Кеттелла

Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла (личностный тест кеттелла) в настоящее время наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности и получила достаточно высокую оценку у психологов-практиков.

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты, имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности Структура факторов у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Мы использовали форму А. Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.


Ввeдeниe
Нaучнoe пoзнaниe в рaзличныe эпoхи пo-рaзнoму пeрeживaлo cвoи критичecкиe cocтoяния. Кризиc кoнцa XIX в. явилcя прeждe вceгo кризиcoм притязaний нaуки нa вceзнaйcтвo, кризиcoм вoзмoжнocти пoлнoгo пoзнaния тoгo или инoгo фрaгмeнтa дeйcтвитeльнocти. Oднaкo нoвыe oткрытия имeннo в тo врeмя ниcкoлькo нe oтрeзaли, a нaoбoрoт, oткрыли иccлeдo ...

Структурная модель отцовства по Ю.В. Борисенко
Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнева в процессе теоретического анализа некоторых работ, освещающих различные подходы к изучению отцовства, разработали структурную модель феномена отцовства. По их мнению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: Ø Потребностно-эмоциональный. В него входят биологические и социальные аспекты мо ...

Глоссарий
Адаптивность - способность человека к приспособлению как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в ой ситуации. Интерна ...