В нашем исследовании в результате факторного анализа выделилось тринадцать факторов, которые в общей сложности объясняли 61,20% дисперсии. Однако при этом большинство факторов имело незначительный вес и с трудом поддавалось четкой интерпретации. Для содержательного анализа нами было выбрано три основных фактора с весом соответственно 9,32%, 8,07% и 6,27%. В качестве критерия уровня значимости использовалась нагрузка на фактор 0,30, с учетом которой ранги ценностей объединились в факторы следующим образом: 1-й фактор включил в себя 17 ценностей, 2-й – 8 ценностей и 3-й – 11 ценностей, при этом – некоторые
ценности вошли в несколько факторов (таблицы 1-3).
Таблица 1 Параметры фактора 1 и их факторные нагрузки
|
№ п/п |
Ценности |
Нагрузка на фактор |
|
1 |
Счастливая семейная жизнь |
-0,57 |
|
2 |
Воспитанность |
-0,48 |
|
3 |
Аккуратность, чистоплотность |
-0,45 |
|
4 |
Исполнительность |
-0,40 |
|
5 |
Ответственность |
-0,37 |
|
6 |
Честность |
-0,36 |
|
7 |
Здоровье |
-0,35 |
|
8 |
Любовь |
-0,35 |
|
9 |
Эффективность в делах |
0,31 |
|
10 |
Свобода |
0,32 |
|
11 |
Развитие |
0,35 |
|
12 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
0,35 |
|
13 |
Твердая воля |
0,35 |
|
14 |
Творчество |
0,40 |
|
15 |
Познание |
0,42 |
|
16 |
Независимость |
0,42 |
|
17 |
Широта взглядов |
0,43 |
Все три основных фактора оказались биполярными. Каждый из них представляет собой две достаточно хорошо выраженные группы связанных между собой ценностей, отчетливо противостоящих друг другу (рис. 1– 3). Поскольку ранг значимости ценностей представляет собой обратное числовое значение (наибольшее равно 1, наименьшее 18), на положительном полюсе каждого фактора располагаются ценности с отрицательной факторной нагрузкой.
В первом факторе на положительном полюсе сосредоточены социально одобряемые ценности, которые можно также назвать традиционными,
– семейная жизнь, воспитанность, аккуратность, исполнительность, честность и т. д. Им противостоит группа ценностей, которую можно обозначить как «духовная свобода»,
– широта и независимость взглядов, свобода, ориентация на познание, развитие и творчество. Исходя из характеристики положительного полюса, соответствующего значимости традиций, а также конформной ориентации на групповые нормы и социальное одобрение, т. е. на ценности социализации, данный фактор можно интерпретировать как «приверженность традиции».
Положительная корреляция при р<0,01 Отрицательная корреляция при р<0,01 между параметрами фактора 1 (нумерация соответствует приведенной в таблице 1). Рис. 1. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей.
Положительный полюс второго фактора является гетерогенным. Он включает в себя как ценности творчества, красоты природы и искусства, так и ориентацию на счастье других, чуткость и терпимость. В целом одновременная значимость этих ценностей может быть интерпретирована как свойственное самоактуализирующейся личности гармоничное развитие, в своем наивысшем выражении соответствующее интеграции, преодолению противоречия между ценностями индивида и общества. Достижение гармонии в данном случае обусловлено относительной «инструментальностью» самореализации по отношению к общей направленности на счастье других людей. Поэтому данный фактор можно условно назвать «альтруистическая направленность». Альтернативой этому является эгоцентрическая ориентация на «низшие», в понимании А. Маслоу, ценности – деньги, общественное признание и высокие запросы.
Сравнительный анализ контрольных групп по полученным результатам
В ходе анализа, проведенного в рамках методики Кеттела, были выявлены основные тенденции исследуемой группы, основанные на ярко выраженных особенностях психологической картины и поведения каждого респондента.
Для проведения качественного анализа выявленных характеристик сравним полученные результаты с результатами других групп. Это поз ...
Виды одиночества
Можно выделить 2 вида одиночества:
Ситуативное одиночество
- иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.
Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, ...
Краткая характеристика организации и обобщение результатов исследования
МКЦ "Мегатавр" был создан в целях осуществления: маркетинговых исследований и консультаций; разработки и проведения комплексных рекламных кампаний (реклама в средствах массовой информации, наружная реклама и другие рекламные мероприятия и акции); поиска на Хабаровском рекламном рынке новых возможностей для удовлетворения спрос ...


