В нашем исследовании в результате факторного анализа выделилось тринадцать факторов, которые в общей сложности объясняли 61,20% дисперсии. Однако при этом большинство факторов имело незначительный вес и с трудом поддавалось четкой интерпретации. Для содержательного анализа нами было выбрано три основных фактора с весом соответственно 9,32%, 8,07% и 6,27%. В качестве критерия уровня значимости использовалась нагрузка на фактор 0,30, с учетом которой ранги ценностей объединились в факторы следующим образом: 1-й фактор включил в себя 17 ценностей, 2-й – 8 ценностей и 3-й – 11 ценностей, при этом – некоторые
ценности вошли в несколько факторов (таблицы 1-3).
Таблица 1 Параметры фактора 1 и их факторные нагрузки
№ п/п |
Ценности |
Нагрузка на фактор |
1 |
Счастливая семейная жизнь |
-0,57 |
2 |
Воспитанность |
-0,48 |
3 |
Аккуратность, чистоплотность |
-0,45 |
4 |
Исполнительность |
-0,40 |
5 |
Ответственность |
-0,37 |
6 |
Честность |
-0,36 |
7 |
Здоровье |
-0,35 |
8 |
Любовь |
-0,35 |
9 |
Эффективность в делах |
0,31 |
10 |
Свобода |
0,32 |
11 |
Развитие |
0,35 |
12 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
0,35 |
13 |
Твердая воля |
0,35 |
14 |
Творчество |
0,40 |
15 |
Познание |
0,42 |
16 |
Независимость |
0,42 |
17 |
Широта взглядов |
0,43 |
Все три основных фактора оказались биполярными. Каждый из них представляет собой две достаточно хорошо выраженные группы связанных между собой ценностей, отчетливо противостоящих друг другу (рис. 1– 3). Поскольку ранг значимости ценностей представляет собой обратное числовое значение (наибольшее равно 1, наименьшее 18), на положительном полюсе каждого фактора располагаются ценности с отрицательной факторной нагрузкой.
В первом факторе на положительном полюсе сосредоточены социально одобряемые ценности, которые можно также назвать традиционными,
– семейная жизнь, воспитанность, аккуратность, исполнительность, честность и т. д. Им противостоит группа ценностей, которую можно обозначить как «духовная свобода»,
– широта и независимость взглядов, свобода, ориентация на познание, развитие и творчество. Исходя из характеристики положительного полюса, соответствующего значимости традиций, а также конформной ориентации на групповые нормы и социальное одобрение, т. е. на ценности социализации, данный фактор можно интерпретировать как «приверженность традиции».
Положительная корреляция при р<0,01 Отрицательная корреляция при р<0,01 между параметрами фактора 1 (нумерация соответствует приведенной в таблице 1). Рис. 1. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей.
Положительный полюс второго фактора является гетерогенным. Он включает в себя как ценности творчества, красоты природы и искусства, так и ориентацию на счастье других, чуткость и терпимость. В целом одновременная значимость этих ценностей может быть интерпретирована как свойственное самоактуализирующейся личности гармоничное развитие, в своем наивысшем выражении соответствующее интеграции, преодолению противоречия между ценностями индивида и общества. Достижение гармонии в данном случае обусловлено относительной «инструментальностью» самореализации по отношению к общей направленности на счастье других людей. Поэтому данный фактор можно условно назвать «альтруистическая направленность». Альтернативой этому является эгоцентрическая ориентация на «низшие», в понимании А. Маслоу, ценности – деньги, общественное признание и высокие запросы.
Констатирующий эксперимент
Таблица №2 Сводная таблица данных в экспериментальной группе по методике «Структурализированное наблюдение» (наблюдаемые фрагменты проявлений агрессивности)
№
Ф.И.
ребенка
Возраст
Фрагменты
Физическая
Направленная на другого
Направленная на предметы
Направленная на себя
Скрытая
Вербальная
В мимик ...
Развитие психологической мысли в XVII веке и в эпоху просвещения (XVIII век)
С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия всё больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачива ...
Функции имиджа
Имидж призван сэкономить наше время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.
Есть еще одна функция имиджа, которую мы обязаны учитывать. Назовем ее идеализацией. В этом случае ими ...