Таблица 2 Параметры фактора 2 и их факторные нагрузки
№ п/п |
Ценности |
Нагрузка на фактор |
1 |
Творчество |
-0,55 |
2 |
Чуткость |
-0,53 |
3 |
Красота природы и искусства |
-0,49 |
4 |
Счастье других |
-0,46 |
5 |
Терпимость |
-0,41 |
6 |
Высокие запросы |
0,31 |
7 |
Общественное признание |
0,51 |
8 |
Материально обеспеченная жизнь |
0,69 |
Третий фактор на своем положительном полюсе включает ориентацию на такие ценности, как развлечения, любовь, независимость и свобода, которая в этом контексте может быть интерпретирована как «свобода от ограничений». На противоположном полюсе находятся ценности, представляющие собой осмысленную стратегию личностного роста, – ответственность, познание, продуктивная жизнь и собственно развитие. В данном случае оба полюса являются гетерогенными, при этом разделение явно проходит между терминальными и инструментальными ценностями (рис. 4). Недостаточная согласованность целей и средств их достижения может свидетельствовать об определенной дисгармонии. Этот фактор, который мы по положительному полюсу условно обозначили как «освобождение от ограничений», отражает действие описанного В. Франклом невротического механизма адаптации и устранения тревоги, когда потребность в развлечениях связана с фрустрацией стремления к смыслу [66, 30].
Положительная корреляция при р<0,01 Отрицательная корреляция при р<0,01 между параметрами фактора 2 (нумерация соответствует приведенной в таблице).
2).Рис. 2. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило, что система ценностных ориентации личности не является внутренне однородной структурой. Выделенные факторы, которые условно обозначили как «приверженность традиции», «альтруистическая направленность» и «освобождение от ограничений», близки к описанным нами типам ориентации на ценности социализации, индивидуализации и адаптации. Положительные полюса выделенных факторов, по нашему мнению, прямо соответствуют иерархии уровней смысловой сферы личности, предлагаемой Б. С. Братусем. В его модели выделяются низший «эгоцентрический» (отражающий направленность на собственную выгоду), «группоцентрический» (ориентация на благо «своих») и высший «просоциальный» (направленность на общее благо) уровни развития смысловых систем [20]. Такое соответствие позволяет говорить о том, что описанные нами факторы также представляют собой уровни системы ценностных ориентации личности, которые находятся в определенной иерархической зависимости и соподчиненности. При этом высшим уровнем является «альтруистическая направленность», или ориентация на ценности максимальной самореализации ради счастья всех людей, а низшим – «освобождение от ограничений», т. е. ориентация на обусловленные фрустрацией «защитные» ценности.
Таблица 3 Параметры фактора 3 и их факторные нагрузки
№ п/п |
Ценности |
Нагрузка на фактор |
1 |
Развлечения |
-0,54 |
2 |
Свобода |
-0,44 |
3 |
Независимость |
-0,43 |
4 |
Любовь |
-0,42 |
5 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
-0,32 |
6 |
Жизнерадостность |
-0,31 |
7 |
Развитие |
0,35 |
8 |
Исполнительность |
0,39 |
9 |
Ответственность |
0,39 |
10 |
Познание |
0,41 |
11 |
Продуктивная жизнь |
0,43 |
Материалистические представления о природе восприятия у Гельмгольца
О представлениях Гельмгольца. Гельмгольц, крупнейшая величина в естествознании, был в философии непоследователен, как и громадное большинство естествоиспытателей. Он склонялся к кантианству, но и этой точки зрения не выдерживал в своей гносеологии последовательно. Вот, например, из его "Физиологической оптики" рассуждения на т ...
Первичная профилактика химической зависимости среди молодёжи
Одним из путей выхода из кризисной ситуации является не только создание эффективной системы лечения и реабилитации больных, но и разработка системы профилактических мер. Лечение уже развившихся наркологических заболеваний - процесс трудный и часто недостаточно эффективный. К тому же, химической зависимости сопутствуют многие другие забо ...
Половые различия в проявлении агрессивности
Важным является изучение половых различий проявления агрессивности детей. В одном исследовании из школьников в возрасте 9-11 лет были отобраны группы мальчиков и девочек с неагрессивным и агрессивным поведением. В результате проведенного изучения было установлено, что девочки знали больше конструктивных способов решения конфликта. Кроме ...