Таблица 2 Параметры фактора 2 и их факторные нагрузки
№ п/п |
Ценности |
Нагрузка на фактор |
1 |
Творчество |
-0,55 |
2 |
Чуткость |
-0,53 |
3 |
Красота природы и искусства |
-0,49 |
4 |
Счастье других |
-0,46 |
5 |
Терпимость |
-0,41 |
6 |
Высокие запросы |
0,31 |
7 |
Общественное признание |
0,51 |
8 |
Материально обеспеченная жизнь |
0,69 |
Третий фактор на своем положительном полюсе включает ориентацию на такие ценности, как развлечения, любовь, независимость и свобода, которая в этом контексте может быть интерпретирована как «свобода от ограничений». На противоположном полюсе находятся ценности, представляющие собой осмысленную стратегию личностного роста, – ответственность, познание, продуктивная жизнь и собственно развитие. В данном случае оба полюса являются гетерогенными, при этом разделение явно проходит между терминальными и инструментальными ценностями (рис. 4). Недостаточная согласованность целей и средств их достижения может свидетельствовать об определенной дисгармонии. Этот фактор, который мы по положительному полюсу условно обозначили как «освобождение от ограничений», отражает действие описанного В. Франклом невротического механизма адаптации и устранения тревоги, когда потребность в развлечениях связана с фрустрацией стремления к смыслу [66, 30].
Положительная корреляция при р<0,01 Отрицательная корреляция при р<0,01 между параметрами фактора 2 (нумерация соответствует приведенной в таблице).
2).Рис. 2. Графическое изображение корреляционных взаимосвязей
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило, что система ценностных ориентации личности не является внутренне однородной структурой. Выделенные факторы, которые условно обозначили как «приверженность традиции», «альтруистическая направленность» и «освобождение от ограничений», близки к описанным нами типам ориентации на ценности социализации, индивидуализации и адаптации. Положительные полюса выделенных факторов, по нашему мнению, прямо соответствуют иерархии уровней смысловой сферы личности, предлагаемой Б. С. Братусем. В его модели выделяются низший «эгоцентрический» (отражающий направленность на собственную выгоду), «группоцентрический» (ориентация на благо «своих») и высший «просоциальный» (направленность на общее благо) уровни развития смысловых систем [20]. Такое соответствие позволяет говорить о том, что описанные нами факторы также представляют собой уровни системы ценностных ориентации личности, которые находятся в определенной иерархической зависимости и соподчиненности. При этом высшим уровнем является «альтруистическая направленность», или ориентация на ценности максимальной самореализации ради счастья всех людей, а низшим – «освобождение от ограничений», т. е. ориентация на обусловленные фрустрацией «защитные» ценности.
Таблица 3 Параметры фактора 3 и их факторные нагрузки
№ п/п |
Ценности |
Нагрузка на фактор |
1 |
Развлечения |
-0,54 |
2 |
Свобода |
-0,44 |
3 |
Независимость |
-0,43 |
4 |
Любовь |
-0,42 |
5 |
Смелость в отстаивании своего мнения |
-0,32 |
6 |
Жизнерадостность |
-0,31 |
7 |
Развитие |
0,35 |
8 |
Исполнительность |
0,39 |
9 |
Ответственность |
0,39 |
10 |
Познание |
0,41 |
11 |
Продуктивная жизнь |
0,43 |
«Надсознательные» процессы
К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда, пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но чет ...
Характеристика внимания как психологического процесса. Общая
характеристика внимания
До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняе ...
Линия в рисунке
Рисункам тестируемых, свойственны некоторые общие особенности, связанные с качеством линий. Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведения линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая ...