Объект исследования –
личность и деятельность педагога общеобразовательной школы.
Предмет исследования –
психологическое содержание коммуникативно-педагогической толерантности.
Цель работы
– выявить специфику коммуникативно-педагогической толерантности учителя общеобразовательной школы на основе анализа индивидуально-психологических качеств личности и субъективного опыта учителя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные теоретические подходы к пониманию особенностей толерантности и педагогической толерантности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя и обосновать закономерности развития педагогической толерантности как профессионально важного качества в процессе деятельности учителя.
3. Выявить взаимосвязь коммуникативно-педагогической толерантности с личностными качествами учителя и определить индивидуально-психологические характеристики, которые лежат в основе формирования педагогической толерантности.
4. Раскрыть психологическое содержание когнитивных компонентов коммуникативно-педагогической толерантности учителя общеобразовательной школы.
5. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативно-педагогической толерантности учителя.
Основная гипотеза
работы состоит в предположении о том, что:
1) коммуникативно-педагогическая толерантность является профессионально важным качеством учителя;
2) высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности обеспечивается разным сочетанием индивидуально-психологических качеств личности учителя;
3) на разных этапах профессиональной деятельности коммуникативно-педагогическая толерантность имеет свою структуру;
4) учителя с коммуникативно-педагогической толерантностью и интолерантностью по-разному относятся к ученикам.
Методологическую основу
исследования составили следующие научные положения и концепции:
– философско-этические положения концепции толерантности;
– основные положения психологической теории толерантности;
– принципы психологии и педагогики ненасилия;
– принципы психологии и педагогики сотрудничества.
– принципы системогенетического подхода к становлению личности;
Методы и методики исследования.
На разных этапах работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, анкетирование, опросники, методы статистической обработки эмпирических данных, включающие в себя описательные статистики, корреляционный анализ, кластерный, факторный, множественный регрессионный анализ.
На первом этапе изучалось состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе. Результатом работы на первом этапе исследования явилось определение объекта и предмета исследования.
На втором этапе были сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования. В ходе данного этапа экспериментального исследования были апробированы методики исследования коммуникативно-педагогической толерантности, проанализирована взаимосвязь педагогической толерантности и эффективности педагогической деятельности, определена взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности учителя, изучены индивидуально-типические особенности учителей с высоким уровнем коммуникативно-педагогической толерантности, определено когнитивное содержание коммуникативно-педагогической толерантности, изучена динамика развития педагогической толерантности. Проведение формирующего этапа исследования по развитию коммуникативно-педагогической толерантности.
На третьем этапе проведено обобщение результатов диссертационного исследования. Введение в практику повышения квалификации учителей семинаров и лекций по проблеме педагогической толерантности, в рамках читаемых лекций для студентов педагогического вуза.
Понятие суицидального поведения
Следует отличать суицид от суицидального поведения, которому подвержено большинство людей. «Современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (процентов этак девяносто от населения планеты) ...
Методы исследования мышления
При психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики не привели к успеху и в данной области психологии. Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий ...
Исследование
особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов. Обоснование
программы и методов исследования особенностей мотивации учебной деятельности
студентов гуман
Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [28, с. 8]. Она состоит из трех элементов:
1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.
2. Методика сб ...


