Достоверность и обоснованность
обеспечивались всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических принципов; комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования; сочетанием количественного и качественного анализа материалов; применением методов математической статистики; соблюдением требований валидности; применением стандартных и обоснованных психодиагностических методов.
Экспериментальная база исследования
. Исследование проводилось с 2002 по 2006 гг. с педагогами средних общеобразовательных школ гг. Коряжмы и Котласа Архангельской области в количестве 286 человек; со студентами I курса Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова в количестве 50 человек.
Научная новизна
определяется комплексным теоретическим и прикладным подходом к исследованию педагогической толерантности учителя. Выявлено, что на эффективность воспитательной и обучающей деятельности учителя влияют коммуникативная и социокультурная толерантность. Показано, что высокий уровень толерантности учителя обеспечивается разным сочетанием черт личности по Кеттеллу. Установлено, что толерантные-интолерантные педагоги имеют разные когнитивные составляющие, в частности толерантные педагоги используют дифференцированные оценки личности ученика. Показано, что педагогическая толерантность имеет динамику и достигает пика в 4–7 лет и 20–40 лет стажа профессиональной деятельности учителя. Структура коммуникативно-педагогической толерантности имеет специфику у учителей с разным стажем работы.
Теоретическая значимость.
В ходе эмпирического исследования уточнено психологическое содержание коммуникативно-педагогической толерантности. Эмпирически доказано, что толерантность является профессионально важным качеством учителя. Дана когнитивная и индивидуально-психологическая характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Подтверждена гипотеза, что высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности обеспечивается разным сочетанием индивидуально-психологических качеств личности учителя. А так же подтверждена гипотеза, что на разных этапах профессиональной деятельности коммуникативно-педагогическая толерантность имеет разную структуру.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфика коммуникативно-педагогической толерантности учителя общеобразовательной школы заключается в том, что учителя, обладающие высоким уровнем толерантности, характеризуются следующими качествами: уважением, эмпатией, добрым отношением к учащимся, умением прощать ошибки других людей, принятием индивидуальности партнера по взаимодействию, отсутствием склонности к консерватизму взглядов и убеждений.
2. С точки зрения типологического анализа существует четыре группы учителей с высоким уровнем коммуникативно-педагогической толерантности. У первой группы учителей высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности достигается за счет сильного характера, сдержанности, доверчивости. У второй группы учителей за счет высокого интеллекта, доверчивости, консерватизма темперамента, групповой зависимости, низкого уровня тревожности. У третьей группы учителей за счет импульсивности, наивности, консерватизма темперамента. У четвертой группы учителей за счет высокой покорности, доброжелательности, внимательности и дипломатичности.
3. Для того, чтобы сформировать коммуникативно-педагогическую толерантность необходимо: – уточнить профессиональные ожидания педагогов по формированию педагогической толерантности и осуществить подготовку к совместной деятельности в малой группе; – добиться осознания актуального уровня толерантности и важности самоизменения; – направить усилия на переоценку сложившейся модели поведения; – сформировать адекватное поведение в сложных жизненных и профессиональных ситуациях; – оценить достигнутые результаты в ходе тренинга.
Феноменологические характеристики коммуникации
Лекция №2 (19 сентября 2007г.)
1. Виды
1. по характеру ориентации
· личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом
· социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой
2. по количеству субъектов
· 2 – диада, диадическая коммуникация
· 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде ...
Психотическое-непсихотическое
Данное альтернативное разделение является традиционным для психиатрии и считается одним из основополагающих принципов, имеющих значение как для теории, так и для практики. Оно определяет тактику и стратегию психиатрического действа, диктует выбор методов терапевтического воздействия, обосновывает применение тех или иных профилактических ...
Теория психологии управления
Психологический аспект управления включает в себя три момента. Первый - психологическое состояние объекта управления с точки зрения его способности воспринимать управляющее воздействие, в качестве которого выступают общество, его определенная сфера, социальная группа, коллектив. Второй - психологическое состояние субъекта управления, ко ...


