Формирующий эксперимент
Страница 1

Пояснительная записка.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом факторов, влияющих на появление агрессии у детей дошкольного возраста:

· семья;

· окружающие дети;

· средства массовой информации.

Сегодня невозможно представить газету, журнал, программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, жестокости над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции, относительно немного.

Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только на стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию.

Назначение.

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста (6–7 лет) с нарушением опорно-двигательного аппарата и сохранным интеллектом, воспитывающихся в детских садах. Занятия проводятся в условиях малой группы, которая состоит из 15 человек. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю. Их продолжительность 20–25 мин. Всего занятий – 10.

(см. Приложение №2)

Цель программы:

Научить детей управлять своей агрессией, ослабить негативные эмоции, найти альтернативные способы удовлетворения собственных потребностей.

Задачи:

1. Формировать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

2. Обучение приемам саморегуляции.

3. Обучение приемлемым способам выражения своего негативного состояния.

Исполнители программы:

Основную роль при проведении профилактических занятиях выполняют психолог и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Методы

:

· Психогимнастика; этюды

· Релаксация

· Подвижные игры

· Беседа

· Рисование

· Лепка

· Методика «Я злюсь…», и т.п.

· Игра с пальчиками.

Основные этапы работы

1 Этап – подготовительный

1. Психолог выступает на педсовете, где предоставляет программу педагогическому коллективу детского сада.

2. Проходят индивидуальные встречи психолога с воспитателями, в ходе которых обсуждаются проблемы, касающиеся агрессивности.

3. Психолог принимает участие в родительских собраниях, где знакомит родителей с целью и задачами программы, получает согласие на проведение диагностической и тренинговой работы с детьми.

2 Этап – диагностический

Проводится диагностика дошкольников с целью выявления уровня и формы агрессивности. Для этой цели используются следующие методики:

· Методика «Структуралированное наблюдение»;

· Анкета для воспитателей, разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка»;

· Проективная методика «Несуществующее животное», разработана Дукаревич М.З.

· Тест «Сказка», составлена детским психологом Луизой Дюсс.

3 этап – основной

Проводятся профилактические занятия, в процессе которых дети учатся приемам саморегуляции, различными способами выражения своего негативного состояния. Это способствует понижению уровня агрессивности и обучению преставлению детей об эмоциональных состояниях, умению их различать и понимать. Подводятся итоги работы. Завершаются профилактические занятия. Дети на этом этапе могут уже сами различать эмоциональные состояния.

4 этап – повторная диагностика

Проводятся те же диагностические методики, что и на втором этапе. Психолог сравнивает полученные данные в ходе диагностического обследования на втором и четвертых этапах.

5

этап – завершающий

Проводится результативность проведенной работы. Делаются выводы.

Структура профилактических занятий:

Каждое занятие состоит из 4 стадий:

1

стадия

– разогрев, включает в себя разминку;

2

Страницы: 1 2


Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
Прежде чем говорить о наиболее известных теоретических направлениях в области исследования мышления, следует обратить внимание на то, что мы впервые при рассмотрении этого вопроса встретимся с такими понятиями, как интеллект и интеллектуальные способности. Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский оз ...

Теории специфической энергии органов чувств И. Мюллера
По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) получается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строения органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллюзорен, и наша активность протекае ...

Основные формы насилия
В англоязычной психологической литературе основными терминами в области проблематики насилия являются собирательные термины «abuse» (обида, ругань, оскорбления, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, отсутствие заботы). К настоящему времени сло ...