· Послеродовая ригидность. Возникает как результат отсутствия ощущения тесной взаимосвязи с ребенком. Взаимодействие с младенцем на первых порах ограничивается удовлетворением его физиологических потребностей, которыми, как правило, занимается мать. Так как потребность в детях у отца выражена меньше, чем у матери, то в возне вокруг младенца ему нередко видится нечто неприличное, в связи с чем время, с ним проведенное, отцы часто считают непродуктивным. Им нужны достижения ребенка, чтобы появился повод его любить, а до этого отношение к малышу порой сводится к элементарному самовнушению: "Ты должен любить его! Это же твой ребенок!".
· Заинтересованное наблюдение. Когда с младенцем можно играть и общаться, отцовское чувство становится более эмоциональным. Маленькие достижения ребенка значительно обогащают его положительными переживаниями.
· Заинтересованное сотрудничество. Оно характеризуется выбором формы проявления отцовской любви. Достаточно часто на данном этапе взаимодействие между отцом и ребенком предстает именно в такой форме. Если материнская любовь необходима ребенку для получения сострадания, то отцовская любовь дает ребенку пример для подражания или совет. Когда он начинает активно познавать мир, необходимо, чтобы отец находился рядом. Отцовская любовь на данном этапе – зрелое и богатое чувство, так как удовлетворяет ведущую потребность мужчин – учить, передавать себя.
Такие представления о специфике отцовской любви считаются традиционными (Овчарова Р.В., 2005).
Делая вывод, можно говорить о том, что процесс формирования отцовства проходит несколько стадий. Часть из них, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка, такие же, как и стадии формирования материнства. На каждой из них родитель – как мать, так и отец – решает одинаковые задачи, связанные с необходимостью перестройки детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельности. Однако большинство процессов, характеризующих формирование отцовства, проходят в своем развитии совсем другие этапы, нежели подобные процессы у женщин. К ним можно отнести процесс принятия мужчиной решения стать отцом, процесс принятия роли отца и включение ее в личностный конструкт и формирование отцовской любви, которая в отличие от материнской, считается условной.
Метод факторного анализа ценностных ориентации
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечал ...
Переживание одиночества в разных возрастах
Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы ...
Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из
неблагополучных семей. Психологические особенности
подросткового возраста
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловлен ...