Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Личность отца в детско-родительских отношениях

Личность отца в детско-родительских отношениях
Страница 2

Взаимоотношения с отцом влияют также на формирование полоролевой идентичности и оказывают влияние на развитие различных личностных характеристик ребенка. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети "вовлеченных" отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше. Они обладают более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает отношения с отцом как отчужденные.

Отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению (Овчарова Р.В., 2005).

Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Овчарова Р.В., 2005).

Исследования растущих без отца детей показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с полоролевой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей [3].

Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность [13].

Такие дети, выросшие без отцов, особенно мальчики, труднее усваивают мужские половые роли и соответствующий стиль поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость и т. д. [6].

Потеря или отсутствие отца переживается как психическая травма, которая может стимулировать у мальчика желание стать хорошим отцом, чтобы дать своим детям то, чего он сам не получил. При массовой безотцовщине, будь то в результате войны или роста числа разводов, психическая травма смягчается ("Я не один такой, многие ребята растут без отцов!"), но одновременно могут ослабевать и психологические стимулы к отцовству. Дело не просто в отсутствии конкретного образца, ролевой модели, а в меняющейся системе ценностей (Кон И.С., 1988)

Несмотря на то, что отцу отводят лишь второе место после матери и традиционно считают его вклад в воспитание незначительным и односторонним, исследования современного отцовства рисуют сложную и многоцветную картину, непохожую на привычный черно-белый образ. Вот какие общие выводы делает руководитель многочисленных сравнительных исследований отцовства американский психолог Майкл Лэм [23]:

1.Вопреки ожиданиям многих психологов, отцы и матери чаще влияют на ребенка сходно, чем различно, расхождения между ними менее заметны, чем сходства, а механизмы и средства воздействия на детей похожи. Важен не столько пол или гендер родителя, сколько стиль его поведения.

2.Индивидуальные свойства отцов, такие как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональной теплоты и отзывчивости, влияют на развитие ребенка меньше, чем характер взаимоотношений, которые эти отцы установили со своими детьми. Дети, имеющие с родителями устойчивые, поддерживающие, взаимные и эмоциональные отношения, психологически благополучнее тех, у кого такие отношения отсутствуют. Точно так же количество времени, которое отцы проводят с детьми, менее важно, чем то, как именно они его проводят, и как сами дети и значимые для них лица воспринимают и оценивают это взаимодействие.

3.Индивидуальные взаимоотношения между отцом и ребенком выглядят менее существенными, чем общий семейный контекст, включая взаимоотношения между всеми членами семьи.

4.Отец играет в семье не одну, а множество разных ролей, и отцовский успех зависит от меры его успешности в каждой из них.

5.Природа отцовского влияния зависит от индивидуальных и культурных ценностей, например, от того, стараются ли родители сформировать у мальчиков и девочек одинаковые или разные гендерные свойства.

Страницы: 1 2 3 4


Агрессия. Типы агрессии
Агрессия (по Р. Бэрону)– любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Классификация агрессии (по А. Бассу): 1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве); 2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением ...

Эксперименты
В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужи ...

Развитие познавательных процессов у умственно отсталых школьников
Для развития познавательных процессов умственно отсталых школьников необходимо комплексно подойти к занятиям с детьми, поэтому проведенные занятия были направлены на развитие отдельных сторон познавательной сферы, с учетом особенностей умственно отсталых детей. Средством для развития познавательных процесссов являются дидактические игры ...