Информация » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.
Страница 1

Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя более адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются. В исследованиях уровня самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников) выявлены такие особенности :

· дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой);

· первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов. [22]

Поступление в школу важная веха в жизни ребенка. Меняется его социальный статус, расширяются обязанности и права. Ведущей деятельностью становится учеба, которая существенно и целенаправленно удовлетворяет познавательные интересы детей, расширяет кругозор. Очень важно, какие именно потребности станут «ненасыщаемыми». Хорошо, если это связано с потребностями в познании, творчестве, личностном росте. Став школьником, ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает и формирование особенностей личности детей школьного возраста.

Божович Л.И. отмечала, что на протяжении раннего и дошкольного детства реакции взрослых, особенно родителей, являются важнейшим регулятором поведения ребенка. В этом возрасте самооценка очень зависит от значимых других, но мнение учителя становится авторитетнее и влиятельнее мнения родителей.[23] Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.

Если проанализировать связь внутренней позиции школьника с его самооценкой, то школьники, обладающие неопределенной сформированной внутренней позицией, обнаруживают тенденцию к заниженной самооценке, проявляют повышенную тревожность[24]. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Страницы: 1 2


Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много. Исследования ...

Исследование молодежных субкультур г. Владивостока (готы) методом фокус-групп
Объект исследования: молодежные субкультуры г. Владивостока на примере готов. Предмет исследования: механизмы формирования образа и стиля жизни в рамках молодежной субкультуры. Цель исследования: выявление и описание механизмов влияющих на формирование стиля и образа жизни в конкретной молодежной субкультуре. Задачи исследования: 1) ...

Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, подчеркивают, что не всякий процесс усвоения (учени ...