Информация » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов.
Страница 1

Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя более адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются. В исследованиях уровня самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников) выявлены такие особенности :

· дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой);

· первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов. [22]

Поступление в школу важная веха в жизни ребенка. Меняется его социальный статус, расширяются обязанности и права. Ведущей деятельностью становится учеба, которая существенно и целенаправленно удовлетворяет познавательные интересы детей, расширяет кругозор. Очень важно, какие именно потребности станут «ненасыщаемыми». Хорошо, если это связано с потребностями в познании, творчестве, личностном росте. Став школьником, ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает и формирование особенностей личности детей школьного возраста.

Божович Л.И. отмечала, что на протяжении раннего и дошкольного детства реакции взрослых, особенно родителей, являются важнейшим регулятором поведения ребенка. В этом возрасте самооценка очень зависит от значимых других, но мнение учителя становится авторитетнее и влиятельнее мнения родителей.[23] Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.

Если проанализировать связь внутренней позиции школьника с его самооценкой, то школьники, обладающие неопределенной сформированной внутренней позицией, обнаруживают тенденцию к заниженной самооценке, проявляют повышенную тревожность[24]. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Страницы: 1 2


Когнитивная характеристика педагогической толерантности. Оценка учителями с разным уровнем педагогической толерантности качеств личности учащихся
Данные, полученные по методике семантического дифференциала Осгуда отражены в таблицах 10, 11, рисунках 16–18. Можно отметить что, педагоги с низким и высоким уровнем педагогической толерантности используют для оценки личности учащихся разное сочетание качеств. Учителя с высоким уровнем педагогической толерантности отмечают нравственные ...

Методика №2. Уровень субъективного контроля
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу. 3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что с ...

Переживание одиночества в разных возрастах
Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы ...