Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности.
Специфика семейного воспитания:
1. Как отмечают и психологи, и педагоги, это эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах
2. Воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях
3. Именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия
4. В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.
Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Идентификация. Ребенок подражает родителям, сознательно и несознательно ориентируется на их пример. У малыша появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения (выполняет действие, говорит как мама, как папа).
Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.
Социологи, педагоги, психологи (И.В. Бестужев-Лада, А.В. Мудрик, И.С. Кон и др.)[3] отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:
-изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из 2 поколений – родители и дети. Растет число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребенком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не дает родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;
- изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестает быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя, а не родительской власти;
-семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей.
Деление семей на неблагополучные и благополучные неправомерно, так как нет четких критериев их определения. Благополучие в семье связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится, на какой основе складывается ее образ жизни. Р.В. Овчарова предлагает следующую систематизацию семьи с более широким диапазоном критериев без противопоставления одних семей другим.[4]
Гармоничные семьи:
- педагогически талантливые родители;
-семьи, требующие лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения.
Проблемные семьи:
- семьи, требующие длительной помощи в разрешении конфликтов или неуспехов детей; семьи в кризисных ситуациях (болезнь родителей, развод)
- семьи, требующие практически постоянного контроля и помощи или обеспечения психологической и социальной защиты ребенка: антипедагогические, аморальные, асоциальные.
Можно в общих чертах проследить, как развиваются отношения между родителями и детьми (новорожденные-подростки).
Таблица 2.Развитие отношений между детьми и родителями[5]
Отношения |
Период развития |
Синхронность отношений «родители-новорожденный» |
Новорожденный (рождение- 4 недели) |
Взаимная привязанность родителей и детей |
Младенчество (рождение – 1 год) |
Взаимозависимость родителей и детей |
«Ходячее детство» (1-3 года) |
Отношения партнерства |
Раннее детство (3-6 лет) |
Взаимное отчуждение детей и родителей. Дружба детей со сверстниками того же пола. Школьники, нуждающиеся в защите со стороны сверстников (малой социальной группы) ослабляют связи с родителями, интенсивность общения между ними ослабевает. Формируются группировки (преимущественно однополые) |
Дошкольники и младшие школьники (6-12 лет) |
Индивидуализация подростков. Формирование компании сверстников |
Подростковый возраст (13-18 лет) |
Основные противоречия в теории Декарта
Рене Декарт (1596-1650) попытался дать философско-теоретическое решение тех проблем, которые постоянно вставали перед Галилеем, но которых последний, как мы видели в предыдущей главе, не в состоянии был разрешить, то и дело впадая в противоречия с самим собой. Декарт хорошо видел эти противоречия, о чем свидетельствует и приведенное нам ...
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
1. Композиция
– состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2.Социометрическая структура
– совокупност ...
Дефекты воли в психопатологии
Активная сторона душевной жизни проявляется частью в движениях, то есть поступках и речи, частью в направлении внимания. Сфера воли отражает не только способы проявления душевной деятельности, но и мотивы ее проявления. Основанием всех внешних проявлений душевной жизни служит то, что наши мысли и чувства имеют роковую тенденцию выражать ...