Информация » Социальная работа и психология » Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника. Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в п

Технология проблематизации, способствующая ослаблению мыслительных стереотипов, и ее роль в профессиональном общении социального работника. Приемы и средства ослабления мыслительных стереотипов в п
Страница 1

На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. Например, вы не выполнили домашнее задание и приятель спрашивает: "Что, проблема?". Мы будет использовать термин "проблема" в другом смысле, непривычном и незнакомом многим.

Мы будем различать понятия "проблемная ситуация" и "проблема". Под проблемной ситуацией мы будем понимать конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы. Этот способ действия связан с предъявлению людьми друг другу противоположных позиций, разных взаимоотрицающих точек зрения на один и тот же предмет, который приводит к появлению проблем. Для того чтобы утверждать, что точки зрения взаимоотрицают друг друга, но предмет этих точек зрения един, нужно провести специальный анализ. Предметом работы будет поиск смысла ситуации, с которой мы сталкиваемся (в данном контексте под "смыслом" подразумевается результат понимания).

Основная особенность ситуации заключается в том, что для построения смысла в ней необходимо "не доверять на слово", признавать существование только знания, по отношению к которому применены процедуры проверки, то есть, фактически, переоткрывать его. Но это не означает, что следует уподобиться упрямцу Фоме из стихотворения:

На улице слякоть и дождик, и град.

"Наденьте калоши!" - ему говорят.

"Неправда, - Фома говорит. – Это ложь".

И прямо по лужам идет без калош.

Необходимо выслушать всех и понимать, что говорит каждый из очевидцев и участников ситуации.

Не менее важно попытаться обрисовать устройство ситуации, это поможет ответить на вопрос: что в самой организации и ситуации вынудило разных ее членов поступать так, а не иначе?

Под "ситуацией" в данном контексте мы понимаем такое внезапно возникшее взаимодействие ее участников, которое являлось для них полной неожиданностью, специально не замысливалось и не планировалось.

Ситуация может быть локальной (например, столкновения во дворе с соседскими ребятами) и глобальная (например, открытие Колумбом Нового Света, хотя он в соответствии со сведениями, распространяемыми венецианцами, готовился отыскать новый путь в Индию.

Главная задача заключается в выстраивании собственной точки зрения на основе обнародования мнения других участников и очевидцев. Деятельность по изучении ситуации должна быть объективной операцией, которая не совпадает с мыслями и мнениями других людей, находящихся в ней, а так же не зависящей от собственной необоснованной убежденности в своей правоте, так как она может затруднить или сделать вовсе невозможности понимание замыслов действующих сторон.

Это не является призывом к формированию враждебности к происходящему в ситуации: планам, действиям, мнениям участников и т. д. Но одна из важнейших предпосылок труда мышления состоит в умении вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения, когда мы просто повторяем мнения, услышанное по радио, телевизору или которое усвоили в разговоре с уважаемым нами человеком, мы используем память. А когда мы поставили перед собою задачу: попытаться выработать собственное суждение, выслушав спектр мнений мы попадаем в предмыслительную ситуацию (ситуацию, где нам, может быть, потребуется мышление).

В условиях плюрализма мнений, которые обрушиваются на нас потоком из различных средств массовой информации, не уметь вырабатывать, а затем отстаивать свою точку зрения небезопасно. Мы либо часто будем попадать впросак, двигаясь по воле волн бесконечного числа и причудливо меняющихся мнений, либо попытаемся изолироваться от конфликтов и противоречий. Но уйти от конфликтов и противоречий - еще не значит разрешить их. Очень часто оказывается, что человек, бегущий от противоречия, просто несет его в себе, в своей душе и не умеет разрешать конфликты, в которые попадает. Поэтому, безусловно, выигрышней научиться вырабатывать собственную точку зрения и не бояться включаться в конфликт различных точек зрения.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие речи.
Развитие речи проходит три этапа. 1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избиратель ...

Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учеб ...

Развитие мышления умственно отсталых школьников
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: [18] - наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); - наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); - словесно-логиче ...