Введение

Ежесекундно до человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняет лишь немногие, существенные для его деятельности, и абстрагируется от других, мешающих целенаправленному протеканию его мышления.

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием и принято называть вниманием. [10, С.168]

Избирательный характер сознательной деятельности, который является функцией внимания, в равной мере проявляется и в нашем восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении, обеспечивая успешную и четкую работу нашего сознания. Если бы такой избирательности не было, количество неотобранной информации было бы так неорганизованно и велико, что наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется во всех познавательных процессах сознания, и выступает как деятельность, направленная на объект.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Цель данного исследования

– рассмотреть способы организации и развития внимания на уроках истории и показать их эффективность.

В данной работе нами решались следующие задачи

:

1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2. На основе анализа источников исследовать способы организации и развития внимание учащихся старших классов.

3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза

: На уроках, где организация внимания учеников строится на основе чередования произвольного и непроизвольного внимания, усвояемость материала лучше, чем на уроках с актуализацией только произвольного внимания.

Объектом исследования:

внимание

учащихся.

Предмет исследования

: способы организации и развития внимания на уроках истории.

В процессе работы были изучены основные аспекты внимания и способы его актуализации.

В практической части на основе двух проведенных уроков, одинаковых по содержанию, но разных по способу организации внимания, и последующего тестирования учащихся на качество усвоения материала были определены наилучшие способы активизации и поддержания внимания на уроках истории.

Практическая значимость

осуществленного исследования определяется тем, что его материалы и результаты могут быть интересны студентам и специалистам в области психологии, педагогики, учителям и также родителям, имеющих детей-школьников.


Визуально – коммуникативные характеристики представителей молодежных субкультур. Сущность субкультуры
Начиная эту тему, необходимо дать определение понятия «Субкультура». Здесь есть определенная сложность, так как определений, что такое «Субкультура», очень много. Приведу различные (не очень много)- от энциклопедических до определений участников различных форумов: 1) «Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей ...

Теория социально-психологического воздействия. Сущность социально-психологического воздействия
Психология воздействия - одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригующей сферой исследовательских и практических интересов психологии. Такая ситуация связана в первую оч ...

Общение как социально перспективный процесс
Перцепция – процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними. 1. Формирование первого впечатления Наблюдатель: I. внешние характеристики, отдельные аспекты поведения II. приписывание личностных особенностей III. прогноз поведения и отношения IV. формирование собственного отношения и поведения 2. Механизм ...