Условия формирования внимания

Формирование внимательности начинается с первых шагов малыша, продолжается в школе, других учебных заведениях и на работе. Оно заключается в управлении вниманием каждого индивидуума в процессе его учебной и трудовой деятельности. В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления.

Если человек должен усвоить какие-то знания, то очень важно вызвать у него непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать его содержанием занятий, тогда его внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже выражением лица обучающего.

Интерес человека бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому обучающий должен направлять его внимание на главное "обратите внимание на…", "смотрите сюда", "внимательно присмотритесь к…". Собственно так и осуществляется управление вниманием человека.

Кроме непосредственного управления вниманием человека в начале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, также необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого необходимо:

1) чтобы человек мог работать в любых условиях, не обращая внимания на отвлекающие моменты, необходимо упражнять у него произвольное внимание,

2) формировать послепроизвольное внимание (умение сосредоточить сознание на объекте, значимом и ценном). Для этого надо увлекать его интересной, трудной, но посильной работой,

3) добиваться осознанности и ответственности за выполняемую работу,

4) чтобы внимание было связано с требованиями дисциплины,

5) развивать устойчивость внимания, формировать волевые качества человека,

6) формировать объем и распределение внимания, чтобы научить одновременно выполнять несколько профессиональных действий,

7) обучить человека переключать внимание. Он должен выполнять упражнения по переключению внимания с объекта на объект, а также упражнения по выделению наиболее важных объектов из множества второстепенных, при этом, не забывая тренировать скорость переключения внимания.

Лучший способ формирования у человека внимательности — это не позволять ему делать работу небрежно.


Типология личности учителя с высоким уровнем коммуникативно-педагогической толерантности
Мы можем предположить, что высокий уровень педагогической толерантности обеспечивается разными качествами личности. Для проверки данного предположения использовали кластерный анализ. Из таблицы последовательности агломерации определяем оптимальное количество кластеров. Проследив динамику увеличения различий по шагам кластеризации и опре ...

Психокоррекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (от англ. training – воспитание, обучение, подготовка) является одним из средств коррекции, которыми обладает социальная психология. В.П. Пугачев [37 стр. 116] так определяет тренинг: «Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершен ...

Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей. Психологические особенности подросткового возраста
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловлен ...