Массовидные явления

Лекция №8 (12 декабря 2007г.)

I

. Общественное мнение

(ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная

- оценочная

- воспитательная

- интегративная

Характеристики:

- оперативность

- гласность

- публичность выражения

- мобильность

- действенность

Этапы формирования ОМ:

1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)

2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками

две формы обмена:

- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)

- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей

3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения

II

. Общественное настроение

(ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

ОН динамично, менее статично, чем ОМ.

Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

- брожения

- поворот

- подъем

- затишье

- спад

Формы изменения ОН:

ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)

ü резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)

ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)

1.

взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)

2.

взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)

3.

взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)

III

. Традиции

– социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

Функции:

- регуляция

- воспитание

- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)

Характеристики традиции:

ü проявляется во всех сферах жизни

ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени

ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

IV

. Обычаи

– исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

Характеристики:

- унаследованный

нормативный способ поведения

- общепринятость и массовость

- медленно изменяются и с трудом корректируются

- выполняются на бессознательном уровне

- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)

- неуклонное

следование воспринятому из прошлого опыту

Функции:

ü трансляция культуры

Пути трансляции:

- от поколения к поколению в рамках конкретного общества

- от общества к обществу

- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)

ü социальный контроль

ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)


Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками
Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание нарисовать следующий страх. Важно чтобы воспитатель выражал одобрение по поводу того, что ребенок сп ...

Интерпретация рисунков на примере теста «Дом-Дерево-Человек». Тест «Дом-Дерево-Человек»
Как познать себя и научиться ладить с людьми. Предложен Дж. Буком в 1948г. Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Материалы. Белый лист бумаги, сложенный попола ...

Трудности управления конфликтами в педагогическом коллективе
Любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы. Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно необходимой деятельностью, подчиняющей интересы личности интересам общества. Считалось: чем сильнее такое подчи ...