Информация » Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе » Экспериментальное исследование. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»

Экспериментальное исследование. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»
Страница 2

Поэтому, более привлекательной и реалистичной представляется девушкам модель идентичности, сформулированная 20-летней студенткой: «Новая русская женщина – обеспеченная жена нового русского, которая сидит дома (не работает). Следит за собой, ходит в салоны красоты, магазины одежды, ужинает с мужем или любовником в ресторанах, не отказывает себе ни в чем, но сильно зависит от денег мужа».

Парадокс в том, что эта сексуальная кошечка может быть женой только бритоголового варианта «нового русского», поскольку ролевая модель одинокого профессионала вообще не предполагает наличия жены. Рядом с одиноким волком может быть только столь же независимая и уверенная в себе женщина – профессионал, связь с которой не предполагает взаимных обязательств и не угрожает личной свободе мужчины.

Исследования показало, что ценность семейной жизни наиболее высока из школьников из семей среднего класса, тогда как дети из бедных и богатых семей не считают семейное счастье главной жизненной ценностью. Этот результат совпадает с представлениями социологов о среднем классе как носителе традиционных ценностей.

Вместе с тем стремление создать крепкую семью более характерно для подростков из малообеспеченных или богатых школьников. Это противоречие объясняется тем, что счастливая семейная жизнь и способность создать крепкую семью относятся к разным смысловым пластам сознания подростков.

Счастливая семейная жизнь представляется подростку условием его личностного развития, самореализации и душевного благополучия. Именно эти ценности традиционно культивируются в среднем классе. В то же время образ человека, способного создать крепкую семью, ассоциируется с мужчиной, способным свою семью материально обеспечить. Этот образ, наоборот, оказывается значимым для подростков из бедных семей и выполняет роль образца, которого они стремятся достигнуть.

Третий результат исследования касается сравнения представлений о семейной жизни у российских подростков и их западных сверстников. В качестве примера для сравнения были выбраны голландские и американские школьники. Социологи считают, что Голландия находится на первом месте среди западных стран по распространенности феминистических взглядов как среди женщин, так и среди женщин. Голландцы уверены, что замужество и рождение детей не должно мешать профессиональной карьере женщины, что мужчины и женщины должны пользоваться одинаковой свободой действий, в том числе сексуальной свободой. Многие голландские женщины рассматривают заботу о своем внешнем виде как потакание секцизму.

Напротив, большинство жителей США придерживается в целом более традиционных взглядов на распределение ролей между мужчиной и женщиной. Американцы менее терпимо, чем большинство европейцев, относятся к рождению внебрачных детей, считают более предпочтительными семьи с двумя и более детьми и неработающей матерью, больше радуются рождению мальчиков, чем девочек.

Исследователи попытались выяснить, к какому типу представлений о семейной жизни – западноевропейскому или американскому – склоняется российские школьники.

Самое показательное – расхождение в оценке такого фактора, как сексуальная гармония супругов. Его отмечают почти половина российских подростков, причем с возрастом роль этого фактора увеличивается. Среди голландцев важность сексуальной гармонии признают лишь треть опрошенных, а среди американцев – всего – 15%. Причем возрастная динамика значимости этого фактора у западных подростков обратная: максимальную значимость сексуального аспекта брака отмечают 15-16-летние школьники, а затем она начинает постепенно снижаться.

Одновременно растет значимость таких факторов, как «поддержка супругами друг друга» и «забота о воспитании детей». Исследователи интерпретируют это различие как свидетельство некоторой инфантильности российских школьников, ориентированных в браке на удовлетворение собственных иронистических потребностей, а не на взаимопомощь и укрепление межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Мотивация искажения информации
Внутри психологического параметра важными являются причины и цели обмана, синтезированные в мотивах, роль эмоций в генезисе лжи. Доминирующими эмоциями, стимулирующими ложь/обман, являются страх, боязнь, малодушие. Первопричиной лжи и обмана являются любовь к близким, жалость, сострадание, желание защитить. Помимо перечисленных доминиру ...

Организация и методология исследования. Выборка и методы исследования
В нашем исследовании приняли участие 75 руководителей: начальники участков, цехов, служб и отделов, руководители промышленных предприятий, а также руководители социальной сферы и управления городом. Всего – 18 женщин и 57 мужчин. Возраст испытуемых – от 25 до 53 лет. Распределение испытуемых по трем возрастным группам следующее: - 25 - ...

Общение как интеракция (взаимодействие)
Интеракция – взаимодействие, обмен действиями в коммуникации. Интерактивные теории : 1. Дж. Хоманс – Теория обмена В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие. В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения: § если вознагражден ...