Информация » Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе » Экспериментальное исследование. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»

Экспериментальное исследование. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»
Страница 1

В предыдущей главе не было упомянуто о проблеме и роли семьи и семейного счастья в жизни подростка. В данной же главе мы проследим основные особенности этой проблемы и попытаемся представить себе демографическую ситуацию в стране лет через 15-20. Для этого мы приведем результаты социологического опроса нынешних подростков. Как они хотят жить, когда вырастут, собираются ли заводить семью, детей и т.д. Эти вопросы российским мальчикам и девочкам задало московское бюро ЮНЕСКО.

В аналитическом докладе московского бюро ЮНЕСКО приводятся данные социологических опросов российских школьников за последние 10 лет, а также результаты сравнительных исследований семейных ценностей у подростков Москвы. Амстердама и Нью-Йорка.

Главный вывод, сделанный исследователями, должен по идее успокоить тех, кто предрекает нам демографическую катастрофу: «счастливая семейная жизнь» в течении последних 10 лет занимает первое место среди жизненных ценностей (заметим, в отличии от интересов) российских старшеклассников, а «воспитание детей» переместилось в списке ценностей с шестого места на четвертое, обогнав «общение с людьми» и «развитие своих способностей». Правда, в абсолютных цифрах значимость «воспитания детей» почти не изменилась: оно по-прежнему остается важным примерно для четверти подростков.

А вот «счастливая семейная жизнь», оставаясь мечтой большинства подростков, демонстрирует совершенно загадочную динамику: среди юношей ее роль падает, тогда как среди девушек, наоборот, резко возрастает.

Объяснить этот странный парадокс помогает исследование. Которое проводилось среди старшеклассников и студентов Барнауля. Участников исследования просили дать развернутые определения таких понятий. Как «советская женщина» и «советский мужчина», «новый русский мужчина» и «новая русская женщина».

Образцы советских мужчины и женщины выглядят в интервью подростков серыми и скучными: женщины замечены стоянием в очередях, а мужчины унижены низкой зарплатой. Что касается представления о современных мужчине и женщине. То они в основном сформированы не личным опытом наблюдения за реальными людьми, а повторяют расхожие клише, предлагаемые СМИ (газетами, журналами, кино и телевидением).

Например, 20-летний студент так описывает основные типы «нового русского мужчины»: «Новый русский – это:

а) бритоголовый мужик, перекачанный анаболиками, золотой крест на груди, ездящий на «Ленде», глупый, живущий «разбоем и грабежом»;

б) элегантный молодой человек, стильный джентльмен, высокообразованный, ориентирующийся в политико-экономической сфере, много работающий».

Разумеется, юноша может идентифицировать себя не с отрицательным образом «нового русского». А сего позитивным вариантом – образованным профессионалом, уверенным в себе, состоятельным и самодостаточным.

Подобные модели мужественности активно разрабатываются сейчас на телевидении (сериалы о частных сыщиках), в рекламе (сигареты Camel), в мужчинах журналах («Медведь»). Гордый и стильный образ одинокого волка (медведя) не предполагает наличие семьи, вообще каких-либо прочность отношений или обязательств.

В представлениях подростков о «новой русской женщине» также выделяются два типа. Первый – зеркальная копия – деловая женщина, занимается своим делом, владеет фирмой; семья, дом, квартира; мечтающая о страстном муже» (из интервью 18-летней студентки); «уверенная с себе бизнес-женщина. Которая считает. Что ей здорово повезло в этой жизни» (20-летний юноша).

Противоположная версия выглядит следующим образом: «Новая русская – жена нового русского, неработающая, доставляющая удовольствие своему мужу. Не ухаживает за домом, так как для этого у нее есть прислуга. Играет в гольф, купается в бассейне возле коттеджа» (школьник 16 лет).

Оба варианта «новой русской женщины» являются заманчивыми для идентификации. При этом. СНИ акцентирует внимание на традиционном женском образе: многочисленные «женские» журналы и телепередачи в основном сосредоточены не на описании успешной профессиональной карьеры женщины, а на советах по макияжу, выбору одежды, оформлению интерьера и воспитанию детей.

Страницы: 1 2 3


Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из неблагополучных семей. Психологические особенности подросткового возраста
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловлен ...

Ценностные ориентации современных руководителей. Ценностные ориентации - как одно из составляющих формирования имиджа первого лица и организации
Особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж ее первого лица, так называемого «лидера организации». Именно от первого лица компании во многом зависит принятие важных решений, а также то, как будет воспринята компания общественностью. Именно первых лиц мы чаще всего видим в средствах массовой информации и именно от них п ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия ...