Информация » Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе » Экспериментальное исследование. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»

Экспериментальное исследование. Статистические данные социологических опросов на проблему «Подросток о себе и о семье...»
Страница 1

В предыдущей главе не было упомянуто о проблеме и роли семьи и семейного счастья в жизни подростка. В данной же главе мы проследим основные особенности этой проблемы и попытаемся представить себе демографическую ситуацию в стране лет через 15-20. Для этого мы приведем результаты социологического опроса нынешних подростков. Как они хотят жить, когда вырастут, собираются ли заводить семью, детей и т.д. Эти вопросы российским мальчикам и девочкам задало московское бюро ЮНЕСКО.

В аналитическом докладе московского бюро ЮНЕСКО приводятся данные социологических опросов российских школьников за последние 10 лет, а также результаты сравнительных исследований семейных ценностей у подростков Москвы. Амстердама и Нью-Йорка.

Главный вывод, сделанный исследователями, должен по идее успокоить тех, кто предрекает нам демографическую катастрофу: «счастливая семейная жизнь» в течении последних 10 лет занимает первое место среди жизненных ценностей (заметим, в отличии от интересов) российских старшеклассников, а «воспитание детей» переместилось в списке ценностей с шестого места на четвертое, обогнав «общение с людьми» и «развитие своих способностей». Правда, в абсолютных цифрах значимость «воспитания детей» почти не изменилась: оно по-прежнему остается важным примерно для четверти подростков.

А вот «счастливая семейная жизнь», оставаясь мечтой большинства подростков, демонстрирует совершенно загадочную динамику: среди юношей ее роль падает, тогда как среди девушек, наоборот, резко возрастает.

Объяснить этот странный парадокс помогает исследование. Которое проводилось среди старшеклассников и студентов Барнауля. Участников исследования просили дать развернутые определения таких понятий. Как «советская женщина» и «советский мужчина», «новый русский мужчина» и «новая русская женщина».

Образцы советских мужчины и женщины выглядят в интервью подростков серыми и скучными: женщины замечены стоянием в очередях, а мужчины унижены низкой зарплатой. Что касается представления о современных мужчине и женщине. То они в основном сформированы не личным опытом наблюдения за реальными людьми, а повторяют расхожие клише, предлагаемые СМИ (газетами, журналами, кино и телевидением).

Например, 20-летний студент так описывает основные типы «нового русского мужчины»: «Новый русский – это:

а) бритоголовый мужик, перекачанный анаболиками, золотой крест на груди, ездящий на «Ленде», глупый, живущий «разбоем и грабежом»;

б) элегантный молодой человек, стильный джентльмен, высокообразованный, ориентирующийся в политико-экономической сфере, много работающий».

Разумеется, юноша может идентифицировать себя не с отрицательным образом «нового русского». А сего позитивным вариантом – образованным профессионалом, уверенным в себе, состоятельным и самодостаточным.

Подобные модели мужественности активно разрабатываются сейчас на телевидении (сериалы о частных сыщиках), в рекламе (сигареты Camel), в мужчинах журналах («Медведь»). Гордый и стильный образ одинокого волка (медведя) не предполагает наличие семьи, вообще каких-либо прочность отношений или обязательств.

В представлениях подростков о «новой русской женщине» также выделяются два типа. Первый – зеркальная копия – деловая женщина, занимается своим делом, владеет фирмой; семья, дом, квартира; мечтающая о страстном муже» (из интервью 18-летней студентки); «уверенная с себе бизнес-женщина. Которая считает. Что ей здорово повезло в этой жизни» (20-летний юноша).

Противоположная версия выглядит следующим образом: «Новая русская – жена нового русского, неработающая, доставляющая удовольствие своему мужу. Не ухаживает за домом, так как для этого у нее есть прислуга. Играет в гольф, купается в бассейне возле коттеджа» (школьник 16 лет).

Оба варианта «новой русской женщины» являются заманчивыми для идентификации. При этом. СНИ акцентирует внимание на традиционном женском образе: многочисленные «женские» журналы и телепередачи в основном сосредоточены не на описании успешной профессиональной карьеры женщины, а на советах по макияжу, выбору одежды, оформлению интерьера и воспитанию детей.

Страницы: 1 2 3


Межличностная совместимость и межличностные отношения
При изучении совместимости, как считают Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова [24. стр. 52] основной задачей является определение этого понятия. Это понятие общенаучное, оно употребляется в медицине, биологии, кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не существует. В психологических работах дается лишь описательное опре ...

Проведение эксперимента
В I группе испытуемых мы провели урок, построенный в основном на актуализации произвольного внимания Урок 1 МОУ СОШ № 65 города Липецка 9Б класс (I группа) Терещенко Алексей Валерьевич Тема:Первая мировая война Цель урока : познакомить учащихся с событиями и участниками первой мировой войны. Задачи : 1) рассмотреть причины первой ...

Отношение Буддизма к суициду
Отношение к суициду в буддизме отличается от отношения в вышеназванных религиозных конфессиях. Буддизм в гораздо меньшей степени, чем иудаизм, ислам и особенно христианство, озабочены этической оценкой суицида и вообще не склонны рассматривать самоубийство как вопрос первостепенной важности. Данная религия провозглашает повторяемость зе ...