Личностно-ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
В основе личностно - ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:
индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.
Ведущими идеями личностно - ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:
цели личностно - ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально - значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
субъектность ученика рассматривается не как "производная" от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация ("окультуривание");
усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально - значимые ценности.
Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым учителем стоит задача - организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Переживания, которые испытывают р ...
Вывод
Естественное поведение социального работника способствует снятию коммуникативных барьеров, возникающих в процессе профессионального взаимодействия; положительно сказывается на перцептивном аспекте общения, т. е. улучшении восприятия и понимания людьми друг друга; способствует реализации продуктивных стратегий взаимодействия, таких как к ...
Анализ результатов, выводы
Обработка результатов начиналась нами с определения достоверности данных. Для этого мы подсчитали, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника. После чего недостоверные результаты мы отобрали от остальных и не стали обрабатывать их.
Нами было выявлено пять уровней эмпатии: 82 до 90 баллов – это оч ...