* Фактор O+ — Склонность к чувству вины. Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия.
* Фактор O- — Спокойная самоуверенность. Верен в себя, спокойный, умеет «позабавится», упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бесстрашный, живёт простыми делами, нечувствителен к мнению о себе.
* Фактор Q1+ — Радикализм. Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям.
* Фактор Q1- — Консерватизм. Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен.
* Фактор Q2+ — Самостоятельность. Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям.
* Фактор Q2- — Зависимость от группы. Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение.
* Фактор Q3+ — Самоконтроль, сильная воля. Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации.
* Фактор Q3- — Недостаток самоконтроля, индифферентность. Внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчинённость своим страстям.
* Фактор Q4+ — Внутренняя напряжённость. Возбужденный, взволнованный, напряжённый, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки.
* Фактор Q4- — Внутренняя расслабленность. Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворённость.
* Фактор MD — Адекватная самооценка. Адекватная самооценки личности, её определённая зрелость.
* Фактор MD+ — Неадекватно высокая самооценка. Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.
* Фактор MD- — Неадекватно низкая самооценка. Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе.
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка. Вторичные факторы вычисляются только по стенам.
1 «Тревожность» (F1) вычисляется по следующей формуле:
;
2 «Интроверсия — экстраверсия» (F2) вычисляется по следующей формуле:
;
3 «Чувствительность» (F3) вычисляется по следующей формуле:
;
4 «Конформность» (F4) вычисляется по следующей формуле:
.
Приложение Б
Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена
Назначение рангового коэффициента корреляции:
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями {иерархиями) признаков.
Описание метода:
Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:
1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.);
3) две групповые иерархии признаков;
4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Типология агрессивного поведения подростков
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, пов ...
Эмпирическое исследование тревожности. Эмпирическая
база исследования и характеристика выборки
Исследование мы проводили среди студентов первого курса психологического факультета Альметьевского филиала Казанского института экономики управления и права, и ученики 9 класса средней общеобразовательной школы деревни Старое Суркино. Для проведения исследования мы сформировали 2 группы:
Первую группу составили студенты первого курса п ...
Психоаналитический подход
Классический психоанализ. Психоаналитический подход в исследованиях депрессий базируется на первенстве аффективного радикала при формировании депрессивного симптомокомплекса, и ведет свое развитие от идей Фрейда об утрате объекта, потере в сфере собственного Я. В самом общем виде психоаналитический подход к депрессии сформулирован в кла ...


