* Фактор O+ — Склонность к чувству вины. Боязливый, неуверенный, тревожный, озабоченный, депрессивный, чуткий, легко впадает в растерянность, сильное чувство долга, чересчур заботливый, полон страхов, подвержен настроению, частые плохие предчувствия.
* Фактор O- — Спокойная самоуверенность. Верен в себя, спокойный, умеет «позабавится», упрямый, видит смысл в целесообразности, неряшливый, бесстрашный, живёт простыми делами, нечувствителен к мнению о себе.
* Фактор Q1+ — Радикализм. Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям.
* Фактор Q1- — Консерватизм. Стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен.
* Фактор Q2+ — Самостоятельность. Предпочитает собственное мнение, независим во взглядах, стремится к самостоятельным решениям и действиям.
* Фактор Q2- — Зависимость от группы. Конформен, зависим от чужого мнения, предпочитает принятие решения вместе с другими людьми, ориентирован на социальное одобрение.
* Фактор Q3+ — Самоконтроль, сильная воля. Дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей репутации.
* Фактор Q3- — Недостаток самоконтроля, индифферентность. Внутренняя конфликтность, низкий самоконтроль, недисциплинированность, несоблюдение правил, спонтанность в поведении, подчинённость своим страстям.
* Фактор Q4+ — Внутренняя напряжённость. Возбужденный, взволнованный, напряжённый, раздражительный, нетерпеливый, избыток побуждений, не находящих разрядки.
* Фактор Q4- — Внутренняя расслабленность. Флегматичность, релаксация, вялость, лень, расслабленность, недостаточная мотивация, не вполне оправданная удовлетворённость.
* Фактор MD — Адекватная самооценка. Адекватная самооценки личности, её определённая зрелость.
* Фактор MD+ — Неадекватно высокая самооценка. Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.
* Фактор MD- — Неадекватно низкая самооценка. Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе.
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка. Вторичные факторы вычисляются только по стенам.
1 «Тревожность» (F1) вычисляется по следующей формуле:
;
2 «Интроверсия — экстраверсия» (F2) вычисляется по следующей формуле:
;
3 «Чувствительность» (F3) вычисляется по следующей формуле:
;
4 «Конформность» (F4) вычисляется по следующей формуле:
.
Приложение Б
Коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена
Назначение рангового коэффициента корреляции:
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями {иерархиями) признаков.
Описание метода:
Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:
1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р. Б. Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.);
3) две групповые иерархии признаков;
4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных
действий и понятий
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия.
П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой ...
Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность
деятельности
Важнейшей предпосылкой успешности учебной деятельности является ее произвольность — умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, не потерять условия задачи в процессе деятельности, выбрать адекватные средства ее решения, довести решение до конца, проверить правильность получе ...
Анализ игр. Структурный анализ
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого ч ...