Приложение 7
Корреляционная матрица
|
Факторы |
Теснота взаимосвязи |
|
r 1,2 |
0,92 |
|
r 1,3 |
0,53 |
|
r 1,4 |
0,82 |
|
r 1,5 |
0,95 |
|
r 1,6 |
0,51 |
|
r 2,3 |
0,23 |
|
r 2,4 |
0,73 |
|
r 2,5 |
0,82 |
|
r 2,6 |
0,18 |
|
r 3,4 |
0,88 |
|
r 3,5 |
0,18 |
|
r 3,6 |
0,62 |
|
r 4,5 |
0,51 |
|
r 4,6 |
0,85 |
|
r 5,6 |
0,79 |
Название методик:
1. Социометрия
2. Методика Фидлера
3. Опросник Кеттелла. Фактор А (замкнутость – общительность)
4. Опросник Кеттелла. Фактор Е (подчинение – доминантность)
5. Опросник Кеттелла. Фактор О (уверенность в себе – тревожность)
6. Мотивация одобрения
Приложение 8
Тренинг межличностных отношений
ДЕНЬ 1
Блок 1. Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
Потребуются листки бумаги для именных табличек. Ведущий: «Предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Начинаем».
Упражнение 1. Учимся расслабляться. Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем проводятся упражнения на релаксацию.
«Сядем удобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая – до девяти». По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, почувствовали, выполняя упражнение. Можно я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытывал.
Упражнение 2. «Глаза в глаза» Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого. Вывешивается плакат с правилами, который присутствует на всех дальнейших занятиях. Дается обещание соблюдать правила.
Виды одиночества
Можно выделить 2 вида одиночества:
Ситуативное одиночество
- иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.
Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, ...
Коммуникативные барьеры.
К коммуникативным барьерам относятся:
1.Социальные барьеры
- политические, религиозные и т.д. Они порождают недопонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения;
2.Этнокультурные барьеры
- национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимают ...
Исследование ощущений в работах Э. Вебера
Вебера - Фехнера закон, основной психофизический закон, определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении немецкого физиолога Э. Вебера, который установил (1830-34), что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, ...


