Общая теория систем и семейная психотерапия
Страница 1

Специалисты по семейной психотерапии в своей практической работе должны руководствоваться определенной системой теоретических представлегний, позволяющих разобраться в особенностях поведения отдельного человека, взаимоотношениях членов семьи, а также представителей иных социальных групп. Ни одна отдельно взятая теория этого сделать не позволяет. Семейный психотерапевт должен распологать целым комплексом различных теорий, позволяющих объяснить системные феномены разного уровня и их влияние друг на друга.

Одно из главных преимуществ общей теории систем заключается в том, что она дает достаточно широкую и детально разработаннуую теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную картину феноменов разного уровня сложности.

Лантроуп достаточно убедительно обосновывает использование общей теории систем в качестве теоретичсеской базы клинической практики: “Системный подход предполагает признание того, что любые феномены имеют системную природу и, соответственно, того, что многие подходы к решению тех или иных проблем должны иметь системный характер. Таким образом. Системный подход в его клиническом выражении связан с использованием общих теоретических представлений, касающихся как системной природы явлений, так и методологических представлений, позволяющих проводить их исследование и осуществлять на них соответствующие воздействия, приводящие к системным изменениям”(Lanthrope 1964,).

Одним из достижений системного подхода является то, что он позволил определить системный характер поведения, не стремясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая, таким образом, общность системных принципов поведения, отличается теоретической «нейтральностью».

«Общая теория отнюдь не отрицает прежних научных достижений, но позволяет осмыслить их с новой точки зрения; в то же время он является и новым способом восприятия мира»(Gray,Duhl,Rizzo, 1969). Системные понятия могут быть использованы для анализа феноменов любого уровня организации, а также для описания любого поведения, имеющего системный характер.

В практике семейной психотерапии очень важно понять человека в контексте семейной системы и. в свою очередь, понять семью в контексте её социального окружения. С точки зрения системных представлений старая дилемма о том, кто является основным «источником» проблем или с кем работа должна проводится в первую очередь (с индивидом или с обществом), теряет всякий смысл. Семейный подход предполагает. Что все без исключения системы и составляющие их подсистемы оказывают друг на друга взаимное влияние. Задачей психотерапевта является выявление определенных подсистем и суперсистем, которые влияют на ту систему, с которой он работает. Одним из следствий системного подхода является также признание того, что изменение в этих подсистемах и суперсистемах (в том случае, если они не утрачивают своей связи с той системой, с которой производится основная работа) влекут за собой и соответствующие изменения в ней самой.

Что же понимается под системой?

Олпорт дает, пожалуй, самое краткое определение комплексной системы как «комплекса элементов в их взаимодействии» (Allport, 19687). Основными понятиями, связанными с этим определением, являются понятия границы, вещества-энергии, обратной связи, динамического равновесия, прогрессивной дифференциации и эквифинальности. Все эти понятия могут быть использованы для объяснения особенностей функционирования семьи.

Границы

Живые системы имеют определенные границы, в той или иной степени отделяющие составляющий их комплекс взаимодействующих друг с другом элементов от элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки, которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её единым целым.

Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В соответствии с системными представлениями любая система обладает определенными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система, существующая во Вселенной включена в систему более высокого порядка (суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем). Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено, и мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности. Лишь, после того как границы определены, можно разобраться в том, что составляет суперсистему, а также в том, из чего состоит сама система.(Дэвид Фримен[3]).

При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные подсистемы, включенные в общую границу. Таким образом, он может понять, из кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за сотни миль друг от друга и при этом составлять единый «живой» организм. Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью, могут, как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.

Страницы: 1 2 3


Ведущие профессиональные качества и личностные характеристики
- мышление (продуктивное, наглядно образное и наглядно- действенное, словесно-логическое) - память (образная, долговременная, оперативная) - внимание (устойчивое, избирательное) - эмпатия (сопереживание) - эмоциональная устойчивость Личностные характеристики 1. Любить свою работ, осознавать важность и значимость влияния своей деят ...

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период возрождения.
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ...

Современные взгляды на этиологию и патогенез детского аутизма. Теории психогенеза
Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в д ...