Состояние динамического равновесия
Используемое понятие системы подчеркивает ее открытый характер, способность к обмену энергией, а также к постоянному росту и развитию.
Понятие динамического равновесия связано с определенным механизмом, при помощи которого системе удается регулировать допустимую меру изменений. «Всякий живой организм является открытой системой, которая постоянно пребывает в процессе активного обмена энергией и информацией с окружающей средой. Определенные элементы такой системы могут разрушаться и отстраиваться заново, так что система, до тех пор пока она живет, никогда не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия». (Bertalanffy, 1956, р.3).
Динамическое равновесие означает, что система не стремится автоматически устранить возникающее в ней состояние напряжения или достичь абсолютного равновесия, но прибывает в процессе постоянных изменений, развития и реструктуризации.
Понятие динамического равновесия «отражает способность системы не только к сохранению ее структуры, но и к ее изменениям. Таким образом, система является внутренне нестабильной»(Buckley,1967, р.15).
Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия. Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического равновесия.
Таким образом, состояние динамического равновесия- это состояние текучести, связанное с деятельностью ее членов.
Прогрессивная дифференциация
Общим свойством живых систем является их стремление к увеличению сложности своей организации. Прогрессивная дифференциация происходит по мере того, как система, путем формирования каналов энергоэмоциональной связи с окружающей средой, достигает определенного уровня адаптации. Параллельно с этим происходит развитие ее структуры и функций: распределение функций между ее элементами, увеличение их количества и качества, а также совершение механизмов обратной связи. Таким образом, система переходит от относительно примитивных форм организации, связанных с аморфностью ее структуры и неопределенностью функций, к более сложным, характеризующимся высокой дифференцированностью и иерархичностью внутренней структуры (Gray, Duhl, Rizzo, 1969, p.14).
Эквифинальность
Последним понятием, связанным с определением комплексных систем, является понятие эквифинальности. Эквифинальность выступает в качестве частного признака открытых систем. Она тесно связана с прогрессивной дифференциацией, поскольку рост и развитие открытых систем не находятся в тесной зависимости от их первоначального состояния, характерной для закрытых физических систем, но могут протекать разными путями и с различных стартовых позиций. «Если система является открытой, её финальное состояние не будет сколь-нибудь сильно зависеть от первоначального состояния. Оно будет определятся, в первую очередь свойствами самой системы - теми константами, которые не связаны с внешними условиями существования. Эта система будет характеризоваться эквифинальностью или, если говорить метафорически, способностью к самостоятельноому определению своих целей»(Rapoport, 1958).
Эквифинальность связана со способностью системы к самостоятельному определению своих целей. Её рост, развитие и целенаправленное поведение определяется интерактивными качествами самой системы, а структурные, функциональные и генетические особенности тесно взаимосвязаны и ярко проявляются во всех ситуациях, связанных с необходимостью удовлетворения её внутренних потребностей или решением задач адаптации к внешним условиям. Всякий раз поведение такой системы трудно объяснить условиями, которые существовали в момент её появления. Для понимания поведения такой системы следует учитывать: текущие процессы, протекающие как внутри неё, так и во взаимодействии с другими системами; действующие механизмы обратной связи; особенности её материального и энергетического наполнения, а также особенности того состояния динамического равновесия, в котором она находиться; историю её развития.
Практическая часть. Констатирующий эксперимент
Цель:
Выявить наличие или отсутствие детей с аффективным поведением в группе.
Методика констатирующего эксперимента.
Опираясь на методику психолога-исследователя А.И. Захарова я определила направления, по которым, с моей точки зрения, можно выявить детей с аффективным поведением в группе.
I. Наблюдение за поведением ребенка в игре; ...
Экспериментальная часть. Методика и ее обоснование,
испытуемые
Когнитивный, эмоциональный компонент «Я - концепции» может быть исследован с помощью вопросов различного рода и различных оценочных шкал. Сюда можно отнести опростник Лоуренса, опростник Вольпе-Лазаруса и др. Однако как таковые опоросники, хотя и дают возможность оценить особенности образа Я, но здесь есть вероятность того, что испытуем ...
Представление Т. Гоббса о способностях
Представление воображения - это ослабленные ощущения. Память - тоже представление, когда мы хотим обозначить, что оно отошло в прошлое. Понимание - это образ, который возникает под влиянием слова. Мышление суть течение образов, связь представлений в соответствии с правилом ассоциаций. "Все представления суть движения внутри нас, яв ...