Общая теория систем и семейная психотерапия
Страница 3

Состояние динамического равновесия

Используемое понятие системы подчеркивает ее открытый характер, способность к обмену энергией, а также к постоянному росту и развитию.

Понятие динамического равновесия связано с определенным механизмом, при помощи которого системе удается регулировать допустимую меру изменений. «Всякий живой организм является открытой системой, которая постоянно пребывает в процессе активного обмена энергией и информацией с окружающей средой. Определенные элементы такой системы могут разрушаться и отстраиваться заново, так что система, до тех пор пока она живет, никогда не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия». (Bertalanffy, 1956, р.3).

Динамическое равновесие означает, что система не стремится автоматически устранить возникающее в ней состояние напряжения или достичь абсолютного равновесия, но прибывает в процессе постоянных изменений, развития и реструктуризации.

Понятие динамического равновесия «отражает способность системы не только к сохранению ее структуры, но и к ее изменениям. Таким образом, система является внутренне нестабильной»(Buckley,1967, р.15).

Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия. Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического равновесия.

Таким образом, состояние динамического равновесия- это состояние текучести, связанное с деятельностью ее членов.

Прогрессивная дифференциация

Общим свойством живых систем является их стремление к увеличению сложности своей организации. Прогрессивная дифференциация происходит по мере того, как система, путем формирования каналов энергоэмоциональной связи с окружающей средой, достигает определенного уровня адаптации. Параллельно с этим происходит развитие ее структуры и функций: распределение функций между ее элементами, увеличение их количества и качества, а также совершение механизмов обратной связи. Таким образом, система переходит от относительно примитивных форм организации, связанных с аморфностью ее структуры и неопределенностью функций, к более сложным, характеризующимся высокой дифференцированностью и иерархичностью внутренней структуры (Gray, Duhl, Rizzo, 1969, p.14).

Эквифинальность

Последним понятием, связанным с определением комплексных систем, является понятие эквифинальности. Эквифинальность выступает в качестве частного признака открытых систем. Она тесно связана с прогрессивной дифференциацией, поскольку рост и развитие открытых систем не находятся в тесной зависимости от их первоначального состояния, характерной для закрытых физических систем, но могут протекать разными путями и с различных стартовых позиций. «Если система является открытой, её финальное состояние не будет сколь-нибудь сильно зависеть от первоначального состояния. Оно будет определятся, в первую очередь свойствами самой системы - теми константами, которые не связаны с внешними условиями существования. Эта система будет характеризоваться эквифинальностью или, если говорить метафорически, способностью к самостоятельноому определению своих целей»(Rapoport, 1958).

Эквифинальность связана со способностью системы к самостоятельному определению своих целей. Её рост, развитие и целенаправленное поведение определяется интерактивными качествами самой системы, а структурные, функциональные и генетические особенности тесно взаимосвязаны и ярко проявляются во всех ситуациях, связанных с необходимостью удовлетворения её внутренних потребностей или решением задач адаптации к внешним условиям. Всякий раз поведение такой системы трудно объяснить условиями, которые существовали в момент её появления. Для понимания поведения такой системы следует учитывать: текущие процессы, протекающие как внутри неё, так и во взаимодействии с другими системами; действующие механизмы обратной связи; особенности её материального и энергетического наполнения, а также особенности того состояния динамического равновесия, в котором она находиться; историю её развития.

Страницы: 1 2 3 


Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяк ...

Обсуждение результатов
Для проведения сравнительного анализа мы использовали Т-критерий Стьюдента для независимых выборок и результаты показали, что разница между тревожностью подросткового возраста и тревожностью юношеского возраста равна -7,3. Это означает, что у подростков уровень тревожности выше чем у юношеского возраста. Люди юношеского он более уравно ...

Личностные детерминанты склонности ко лжи
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!") [41]. Они зависят от воспитания и жизненного опыта, влияния родителей, школы, ближайшего окруж ...