Общая теория систем и семейная психотерапия
Страница 2

Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находиться друг с другом в более тесном контакте, чем с лицами из их социального окружения. Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её членами.

Развитие системы подчас затрудняет определение её границ. Они могут со временем изменятся, поэтому необходимо принимать во внимание особенности развития семейной системы.

Другим принципом, используемым специалистом при системной оценке семьи и тесно связанным с понятием границ, является определение степени открытости семейной системы и того, с какой интенсивностью протекают процессы энергоинформационного обмена внутри системы, а также аналогичные процессы между ней и окружающей средой. Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

· Насколько гибкими являются границы семьи;

· Каким образом осуществляется «фильтрация» информации - как входящей в семью, так и из неё исходящей;

· Кто из членов семьи является источником новой информации или занимается её обработкой и передачей;

· Каким образом семья поддерживает свою целостность.

Иерархия

Понятие иерархия используется в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи. При анализе структуры семьим можно сослаться, например на авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других. (Черников А.Н.[8]).

Обратная связь

Процесс передачи энергии в пределах существующих границ системы обычно называется обратной связью. Взаимодействие между элементами системы также сопряжено с обменом информацией. Чем сложнее система, тем более сложный характер имеет процесс обратной связи, обеспечивающий её целостность и высокий характер организации. Обратная связь также помогает поддерживать баланс между удовлетворением внутренних потребностей семейной системы и необходимостью следования внешним требованиям. Зачастую она обеспечивает получение и обработку новой информации, позволяющей членам семейной системы принимать необходимые решения.

Обратную связь можно определить как процессы, ответственные за получение, интерпретацию и передачу информации в пределах самой системы, а также между системой и внешней средой. Обратная связь обеспечивает ориентацию системы во внешней среде. Она предполагает определенные механизмы исправления допущенных системой ошибок, прояснения смысла поступающих из внешней среды стимулов, обработки информации. По сути, эффективность процессов передачи энергии и информации, как в пределах систем, так и между ними, определяется уровнем развития механизмов обратной связи. Они составляют одну из наиболее важных функций, присущих комплексным системам.

Вещество и энергия

Комплексные системы «представляют собой вещество и энергию, определенным образом организованные с помощью информации».

Ценность понятий вещества и энергии заключается в возможности их использования для объяснения ряда социальных феноменов, в частности состава семейной системы и особенности ее организации. Отдельные субъекты, образуя семейную систему, составляют ее «вещество», а протекающие в ней процессы обратной связи являются основным источником энергии, побуждающей членов семьи к действию. Семейная система является единым целым. Выступая в качестве комплексного феномена, она требует учета того, в каких отношениях находятся друг с другом ее элементы (члены семьи) и каким образом энергия передается от одного ее элемента к другому. Вещество приходит в активное состояние и начинает действовать всякий раз, когда ему передается какая-либо информация. Члены семьи взаимодействуют друг с другом, принимают решения и узнают нечто новое как о себе, так и об окружающем мире, получая, обрабатывая и передавая соответствующую информацию. Вербальная и невербальная информация, которую члены семьи получают из окружающей среды, выступает в качестве энергии, преобразующейся в знания и помогающей им принимать решения и определять, кем они являются и что им следует делать.

Рост и развитие системы связаны с обменом энергией и информацией между разными системами. Если в развитии систем возникают определенные нарушения, можно предположить, что энергия (информация) не достигает элементов системы (членов семьи). Психотерапевтические интервенции в этом случае должны быть направлены на те элемент системы, обмен энергией и информацией между которыми блокирован. Это может быть связано с чрезмерной закрытостью или, наоборот, чрезмерной открытостью границ, либо с тем, что некоторые члены семьи уклоняются от получения новой информации, опасаясь нарушения баланса внутрисемейных отношений.

Страницы: 1 2 3


Мотивация: сущность, структура, значение.
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятел ...

Речь про себя.
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: "Ма-ма!"; при виде кошки громко восклицает: "Киса! Хочу кису!" Когда ему подносят ложку с го ...

Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учеб ...