Информация » Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе » Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
Страница 1

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента имеет большое значение. Например, изучение их взаимосвязи в студенческих группах способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом; исследование в организации, на предприятии поможет улучшить экономические показатели, удовлетворенность работой, психологический климат в коллективе. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплоченность и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение. [9,10,18]

Одной из наиболее важных проблем социальной и общей психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте является проблема межиндивидуальных взаимоотношений людей. Взаимоотношения всегда проявляются в контактных группах. Они проявляются с восприятия и познания людей друг другом, с возникновения первого впечатления, где существенное значение имеет внешняя экспрессия и т.д. Взаимоотношения развиваются под действием различных факторов. Социальные нормы, существующие в обществе, конвенциональные нормы в группе являются влияющими факторами во взаимоотношениях. Большое значение имеет взаимодействие людей в исполнении функциональных ролей при внутригрупповом общении ,этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев. Е.С. Кузьмин и др. Однако, характер взаимоотношений, в конечном счете, зависит от личностных черт людей, от сознания внешних и внутренних условий функционирования группы.

А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, развивая концепцию А.Ф. Лазурского, считают отношениями целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.[26,28]

Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию.

Субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой действительности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии.

В психологии принято различать несколько феноменов межличностного взаимодействия: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное общение и такие интегративные феномены, как совместимость и срабатываемость.

Межличностное взаимопонимание является одним из основных феноменов межличностного взаимодействия. Взаимопонимание характеризуется сходством субъективных суждений партнеров друг о друге и соответствием этих суждений объективным особенностям этих лиц. Прежде чем включаться в общение необходимо выработать отношение к партнеру, так как человек осознанно или неосознанно познает другого человека, постоянно сравнивая конкретных лиц друг с другом, со своей личностью, потому что в основе взаимопонимания лежит механизм сравнения и идентификации.

Второй важнейший феномен межличностного взаимодействия - межличностное взаимовлияние. Взаимовлияние - есть воздействие на другую личность, предполагающее изменение поведения, мыслей и чувств. В основе взаимовлияний лежит механизм подражания, внушения, комфортности.

Страницы: 1 2 3 4


Концепция Л.С. Выготского
Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л.С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский сформу ...

Понятие конфликт и конфликтность
В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающег ...

Выводы
Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом. Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенно ...