Информация » Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе » Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии

Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений студентов. Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
Страница 2

Мера взаимовлияний зависит от характера межличностных отношений: лица с установившимися положительными отношениями чаще, быстрее, больше поддаются взаимному влиянию, вследствие чего они чаще обнаруживают сходство мнений, оценок и легче приходят к согласию по спорным вопросам.

Третий важнейший феномен межличностного взаимодействия - взаимные действия. Взаимодействия выражаются в содействии, бездействии и противодействии поступкам и деятельности партнера. Н.Н.Обозов.[16,20]

В истории психологии существовало несколько попыток описать структуру этих взаимодействий. Так, например, на Западе большое распространение получила так называемая «теория действия», или «теория социального действия», в которой в различных вариантах велось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Янг, Фримен. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. В теории Т. Парсонса была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия.У Т. Парсонса в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Начинается же все с единичного действия, как некоего «элементарного акта»; из них впоследствии складываются системы действий.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность),

г) взаимодействия (что определяется, как <систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера .>), наконец,

д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер.[1,13]

Межличностные отношения отличаются тремя признаками:

отношение имеет точно определенный конкретный предмет;

отношения могут быть специфичными и общими;

отношения - это специфическая связь, с ситуацией действительности заключающая либо в акцентировании, либо в оценивании ее важности.

Взаимоотношения характеризуют внутригрупповую ситуацию, теснейшим образом связаны с индивидуально-психологическими способностями, но в структуру личности не входят.

Обычно выделяются два вида взаимоотношений: деловые и личные. Появляются дробные разновидности взаимоотношений разной направленности и интенсивности. Взаимоотношения могут быть ситуативными и могут изменяться в различных видах коллективной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Профилактика суицидов среди несовершеннолетних. Общая профилактика
Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения подростков, сохранению суицидогенной обстановки в учреждениях пенитенциарной системы. ...

Профессиограмма страхового агента
Профессиограмма позволяет осуществлять изучение конкретных этапов работы страхового агента как субъекта труда. При составлении профессиографической модели необходим анализ операционально-технологической структуры именно тех этапов профессионального труда агента, в которых сконцентрирована основная сущность и сложность данной деятельност ...

Анализ мотивов лжи, которые курсанты приписывают себе и окружающим
При реализации данной задачи нами был проведен сопоставительный анализ шкал мотивов из опросников «Виды лжи» и «Отношение ко лжи» (См.Таблица 6) Таблица 6 Представления курсантов о мотивах собственной и чужой лжи Мотивы № Мотивы своей лжи Мотивы чужой лжи Юноши Девушки Юноши Девушки 1 чтобы не испортить вп ...