Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии. Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох

Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии. Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох
Страница 1

Психология отцовства имеет свой мифологический ракурс. В прошлом отцовство часто трактовали как вертикаль власти, на вершине которой стоит Небесный Отец, а каждая вышестоящая власть выступает как символический отец нижестоящей, которую она порождает, содержит, контролирует, дисциплинирует и наставляет на путь истинный [17].

В мифологическом сознании отец – это прежде всего персонификация власти, прародитель и высший духовный авторитет. Такие представления закреплены в образах массового сознания, но время и идущая за ним современность вносят в этот традиционный образ отца свои изменения. Однако в зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей:

а) персонификация власти,

б) кормилец,

в) высший дисциплинатор,

г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности.

Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности, и на них было основано мужское самоуважение. Физическое же отсутствие отца в семье являлось не только следствием его внесемейных обязанностей, но и средством создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти (Кон И.С., 1988). Отстранение от ребенка гарантировало отцу непоколебимый авторитет воина, добытчика, "настоящего мужчины". Дистанция, которая строго соблюдалась и отцами, и детьми, защищала мужчин от "непозволительного" проявления слабых, присущих лишь женщинам, чувств и эмоций. Общение с детьми сводилось к наставничеству и дисциплинированию зачастую с применением грубой физической силы. Так средневековые тексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцы должны почитать и слушаться, а самому ему мало что предписывается. Однако в XVII и XVIII веках резко увеличивается число поучений и наставлений, адресованных отцам, как им следует воспитывать детей (Кон И.С., 1988).

В современной семье вышеупомянутые традиционные особенности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта [6]. Отец уже имеет меньше власти и больше обязанностей.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В современных же условиях положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. Отец уже не имеет той абсолютной власти над женой и детьми, он вынужден считаться с конкурентоспособной женой, которая в добавок стремится полностью реализовать себя в воспитании детей, не оставляя мужчине места. В настоящее время женщина в семье стремится быть более авторитарной, властной, контролирующей.

Получается, что по мере того как "невидимый родитель", как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Отцовский авторитет все чаще поддерживается не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением.

Страницы: 1 2 3 4


Мои результаты, где их можно применить?
По ходу всей моей работы, я рассказал о Детях Индиго более подробно, чем пишут в газетах и журналах; я раскрыл характеристику их характера и поведения, что может очень помочь молодым родителям; выявил, что всё-таки большинство людей не знают основной информации о том, кто же такие дети Индиго; я пообщался с медицинским психологом Владим ...

Психолого-педагогические проблемы толерантности
Педагогическая толерантность, по мнению М. Бубера, имеет противоречивую сущность. С одной стороны, отношение воспитанника и воспитателя, как и все отношения в мире Я-Ты, отличаются взаимностью: «Наши ученики воспитывают нас, наши произведения создают нас. «Дурной» человек, если его коснулось святое основное слово, превращается в дарующе ...

Текст опросника
Утверждения Часто Иногда Редко Никогда 1 Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку. 2 Мне не с кем поговорить. 3 Для меня не выносимо быть таким одиноким. 4 Мне нехватает общения. 5 Я чувствую, что никто действительно не понимает меня. ...