Психология отцовства имеет свой мифологический ракурс. В прошлом отцовство часто трактовали как вертикаль власти, на вершине которой стоит Небесный Отец, а каждая вышестоящая власть выступает как символический отец нижестоящей, которую она порождает, содержит, контролирует, дисциплинирует и наставляет на путь истинный [17].
В мифологическом сознании отец – это прежде всего персонификация власти, прародитель и высший духовный авторитет. Такие представления закреплены в образах массового сознания, но время и идущая за ним современность вносят в этот традиционный образ отца свои изменения. Однако в зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей:
а) персонификация власти,
б) кормилец,
в) высший дисциплинатор,
г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности.
Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности, и на них было основано мужское самоуважение. Физическое же отсутствие отца в семье являлось не только следствием его внесемейных обязанностей, но и средством создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти (Кон И.С., 1988). Отстранение от ребенка гарантировало отцу непоколебимый авторитет воина, добытчика, "настоящего мужчины". Дистанция, которая строго соблюдалась и отцами, и детьми, защищала мужчин от "непозволительного" проявления слабых, присущих лишь женщинам, чувств и эмоций. Общение с детьми сводилось к наставничеству и дисциплинированию зачастую с применением грубой физической силы. Так средневековые тексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцы должны почитать и слушаться, а самому ему мало что предписывается. Однако в XVII и XVIII веках резко увеличивается число поучений и наставлений, адресованных отцам, как им следует воспитывать детей (Кон И.С., 1988).
В современной семье вышеупомянутые традиционные особенности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта [6]. Отец уже имеет меньше власти и больше обязанностей.
Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В современных же условиях положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. Отец уже не имеет той абсолютной власти над женой и детьми, он вынужден считаться с конкурентоспособной женой, которая в добавок стремится полностью реализовать себя в воспитании детей, не оставляя мужчине места. В настоящее время женщина в семье стремится быть более авторитарной, властной, контролирующей.
Получается, что по мере того как "невидимый родитель", как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Отцовский авторитет все чаще поддерживается не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением.
Личность отца в детско-родительских отношениях
Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка (Евсеенкова Ю.В., 2003), во втором – рассматривается выполнение родительской роли через призму личности ...
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Опросник КОС применяется для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту) (Приложение В). Ответы испытуемо ...
Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема
«трудных» детей
Главная беда родителей — это слабые педагогические знания, проявление антипедагогических установок, которые даже в благополучной семье действуют отрицательно на детей. К таким установкам относятся:
переоценка истинных способностей, сил ребенка родителями и родственниками («Мой ребенок талантливее других!»);
семейное воспитание строи ...


