Таким образом, можно сказать, что если патриархальное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегодня наиболее благоприятным для отца кажется, по мнению И.С. Кона, авторитетный стиль (Кон И.С., 1988). И объяснить это нужно тем, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приводит к разрыву отношений с ним. Родитель теряет свой авторитет, если начинает полагаться только на запреты, давление и приказ. Однако остается важной фигурой в жизни ребенка, если остается образцом силы и опытности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы; и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении (Гиппенрейтер Ю.Б., 2007).
Одной из важнейших характеристик отцовства во все времена является его социальная детерминированность. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей, подчеркивая, что одной из самых противоречивых и сложных является социальная роль отца.
Современная картина отцовства достаточно противоречива. С одной стороны ученые констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.
Интерпретация этих данных может быть самая разная вплоть до того, что происходит быстрое и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Исследования Т. А. Гурко (1997) говорят о том, что мужчины редко вносят материальный или духовный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве. А женщины в таких семьях выполняют и родительские роли и роли добытчиц.
С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция: в современной западной психологической науке с восьмидесятых годов часто употребляется выражение "новый отец", т.е. отец, активно принимающий участие в жизни своего ребенка. Такие отцы присутствуют при родах, берут на себя многие "материнские" заботы по уходу за малышом и вообще проводят с детьми очень много времени [3].
Фактически даже стиль воспитания изменился за последние несколько поколений. Современные отцы во многом менее авторитарны, более эмпатийны и знают больше о повседневных проблемах и заботах своих детей. Однако для России в настоящее время это менее характерно, чем для европейских стран.
В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последнее время, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей [3].
Важно отметить, что отцовские роли и необходимые для этого навыки определены культурой менее четко, чем материнские, здесь многое зависит от индивидуального соглашения [23]. В привычной для нас культурной среде отцу приписывается меньшее значение в деле первичной социализации ребенка.
Детская агрессия
В психологии ведутся отчаянные споры по поводу канонической психоаналитической позиции об изначальной, базовой агрессивности человека. Мы здесь не будем сколько-нибудь подробно останавливаться на этом вопросе. Однако отметим, что вряд ли можно согласиться, особенно применительно к вопросам детской психологии, с представлениями, будто аг ...
Насилие в семье. Понятие насилия
Вот как определяет насилие известный российский философ А.А. Гуссейнов в своей статье «Понятие насилия»: «насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы». Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия од ...
Педагогическая толерантность как профессионально важное качество учителя. Оценка эффективности педагогической деятельности
Воспитательная и обучающая деятельность, являясь основным видом профессиональной деятельности педагога, охватывает другие виды педагогической деятельности, такие как методическая, организационно-управленческая.
Если предположить, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то она должна оказывать влияние ...


