Теории агрессии в психологии
Страница 2

Инстинктивистские теории агрессии не могут объяснить возникновение и развитие всех видов агрессии, но, несомненно, существуют такие агрессивные действия, которые сопровождаются очень высоким уровнем агрессивности.

Сторонники фрустрационной теории (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.) связывают агрессию с явлением фрустрации. Термин «фрустрация» имеет разные значения. Одни психологи употребляют его, имея ввиду внешний барьер, препятствующий достижению цели; другие обозначают этим термином внутреннюю эмоциональную реакцию, обусловленную ограничениями на пути к цели.

Интерес к фрустрации как к одной из сложных проблем возник в 30-х годах XX века. В это время появляется большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных исследованию фрустрации. Одной из существенных значимых стала монография Дж. Долларда и его соавторов «Фрустрация и агрессия», опубликованная в 1939 году, в которой была выдвинута фрустрационно-агрессивная гипотеза. Согласно этой гипотезе, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию, направленную на устранение фрустрирующего объекта. При невозможности прямой разрядки происходит смещение на другой объект. Дж. Доллард и его коллеги определили агрессию как акт, целью которого является причинение вреда некоторой личности или объекту, а фрустрацию – как условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. Доллард и его сотрудники употребляют термин «фрустрация» в значении, которое описывает внешние условия, препятствующие индивиду в получении ожидаемого им удовольствия.

Утверждение об однозначном соотношении между агрессией и фрустрацией вызвало сильную критику фрустрационно-агрессивной гипотезы. В 1941 году один из соавторов теории Н. Миллер опубликовал несколько измененную концепцию и ввел понятие «провокация агрессии». Феномен смещения агрессии был объяснен Миллером в 1948 году. Он выделил три фактора, которыми определяется выбор жертвы агрессором:

1) сила побуждения к агрессии;

2) сила обстоятельств, тормозящих данное поведение;

3) стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим объектом.

Впоследствии авторы отказались от однозначной детерминации агрессии и фрустрации и стали признавать, что агрессия – это распространенное, но не обязательное следствие фрустрации, а также допускали, что путем научения (обучения) возможно выработать неагрессивные ответы на фрустрации.

Другая интересная теория фрустрации была разработана Саулом Розенцвейгом. Он опубликовал классификацию типов реакций на фрустрацию. С. Розенцвейг дал определение, согласно которому «фрустрация происходит, когда организм на своем пути к удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности встречает более или менее непреодолимое препятствие или трудность».

С. Роэенцейг различает два типа фрустрации:

а) первичная фрустрация или лишение: она образуется, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность (например, состояние голода);

б) вторичная фрустрация характеризуется наличием препятствий на пути к удовлетворению потребности.

Страницы: 1 2 3 4


Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер. Сущность нравственного воспитания носит двухсторонний характер. Он включает в себя, как целенаправленно ...

Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические особенности ):
1. Сангвиник - живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2. Холерик – быстрый, порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к бурным, эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. 3. Флегматик – медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроен ...

Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие ха­рактеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существова­ния. Д.А.Леонтьев различает следующие фор­мы существования ценностей: 1. Общественные идеалы. 2. Предметно воплощенные ценности. 3. Личностные ценности. В перво ...