Теории агрессии в психологии
Страница 4

Когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковиц) помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе такого поведения. Большое распространение получила в свое время концепция Л. Берковица, которая основывалась на теории фрустрации. В схему «фрустрация = агрессивность» Леонид Берковиц ввел две переменные – гнев и дополнительные пусковые раздражители. Гнев, по его мнению, является решающим и опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако, для наступления враждебной агрессии, считает Берковиц, требуются еще (дополнительно) запускающие раздражители, как факторы направления действия. (30)

Кроме вышеописанных базовых теорий имеются многочисленные варианты. Все указанные концепции имеют свои сильные и слабые стороны, но ни одна из них не может претендовать, по своему объяснительному потенциалу, на исчерпывающее толкование агрессивного поведения.

А.А. Реан выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. В широких границах этико-гуманистического подхода, агрессию, причинение вреда другому человеку, расценивают как зло. Агрессивность, как личностное свойство, также считается негативным качеством. Этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в христианской концепции. (22)

Эволюционно-генетический подход объединяет различные концепции: теории выживания вида, психобиологические теории, теории социальной адаптации личности. В данном подходе агрессия, как форма поведения и агрессивность, как свойство личности, ни в коем случае не расценивается как зло.

Таким образом, в современной литературе намечается тенденция к различению понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение». При этом агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность – как свойство личности. Понятие агрессивности отличают от понятия враждебности. Враждебность – лишь установка, готовность определенным образом воспринимать и оценивать события. В особую категорию выделяют жестокость, как личностную черту, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности, как склонности к особо брутальным формам агрессивного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 


Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Понятие нарушение опорно-двигательного аппарата. Группы нарушения опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы (29): 1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы: —головного мозга (детский церебральный пар ...

Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, подчеркивают, что не всякий процесс усвоения (учени ...

Результаты исследования
Результаты исследования показали тенденцию преобладания у детей из алкогольно зависимых семей всех показателей агрессивности (См. приложение). В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум основным показателям: Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 -подозрительность. Э ...