Теории агрессии в психологии
Страница 1

В современной психологии не существует общепринятой теории агрессии. Рассмотрим наиболее фундаментальные и детально проработанные концепции. Старейшая из них – инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), рассматривающая агрессивное поведение как врожденное. (2)

Взгляды Фрейда на агрессию претерпевали значительные изменения в течение его научной деятельности. Можно выделить три периода в развитии его позиции. В ранних работах он полагал, что основную роль в поведении человека играет Либидо (сексуальная энергия), а агрессивные импульсы проявляются только в стадиях психосексуального развития. Впервые эти импульсы проявляются у ребенка в поздней оральной стадии и достигают своего пика в анальной стадии. Но позже, под давлением клинических данных, 3. Фрейд отказался от данной концепции и стал подчеркивать роль инстинкта защиты Эго, главной составной частью которого является агрессия. В этот период Фрейд активно подчеркивал реактивную природу агрессивных побуждений. Очевидно, первая мировая война оказала влияние на последующие теоретические построения Фрейда. Он стал полагать, что основную роль в поведении человека играет инстинкт жизни («инстинкт Эроса») и инстинкт смерти («инстинкт Танатоса»). Оба инстинкта имеют целью редукцию напряженности: инстинкт жизни стремится к освобождению, главным образом от сексуальной напряженности, а инстинкт смерти – от напряженности обычной жизни. Фрейд писал о том, что чем сильнее инстинкт смерти у личности, тем необходимей для нее направлять агрессию вовне, против других объектов и людей. Полагая, что агрессия – составная часть так называемого «Я-влечения», он ввел в свою теорию в виде влечения к смерти самостоятельное агрессивное влечение. Агрессия, в трактовании, 3. Фрейда, берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти. В результате борьбы инстинкта смерти с инстинктом жизни агрессия может изменять свое направление и проецироваться на внешние объекты. Однако этому противостоят нормы человеческой культуры, которые направлены на обуздание агрессивного инстинкта. Он также считал, что историю жизни всех индивидов можно построить как борьбу между инстинктом жизни и инстинктом смерти. В своих работах 3. Фрейд описывает попытку общества ограничить агрессию с помощью «сверх-Я». Подавление обществом агрессии, по мнению Фрейда, кончится плохо для самой личности, потому, что не нашедший выхода наружу агрессин как бы переходит в стремление к саморазрушению. Фрейд утверждал, что эти два инстинкта (жизни и смерти) нельзя уничтожить никакими социальными воздействиями, и его взгляды на контроль над агрессивностью были очень пессимистичны. То есть, по 3. Фрейду, агрессия – эго «вправленный вовне инстинкт». Если агрессин не найдет выхода вовне, то агрессия будет направляться на самого себя. (24)

Известный натуралист К. Лоренц в своей теории основывается на понимании того, что человек является представителем животного мира. Процесс филогенетического развития агрессии человека отождествляется им с агрессивным побуждением животных. Лоренц пришел к выводу, что агрессивность, как у животных, так и у человека имеет биологическую основу и является «борющимся инстинктом». В качестве примера он указывал на подростка, который при первом знакомстве со сверстниками начинает драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. К. Лоренцем были выделены виды агрессии, общие для всего живого мира, включая и человеческое общество – межвидовая агрессия и внутривидовая агрессия, а также были раскрыты их признаки и функции, в частности, функция сохранения вида; функция распределения в жизненном пространстве, функция защиты потомства. То есть, согласно Лоренцу природа человеческой агрессивности инстинктивна. (17)

Страницы: 1 2 3 4


Формы толерантности
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах: – безразличие. – уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать. – снисхождение к слабости Других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним. – расширение собственного ...

Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты разви­тия системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же вре­мя, что различные условия или механизмы, определяющие сущ­ность определяет стадии ценностного развития, могут (пусть и в мень­шей степени) проявляться и на других эт ...

Словесно-логическое мышление.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления. Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета (кубик - к ...