Информация » Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата » Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника

Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника
Страница 2

· наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей). Во всех этих направлениях также могут быть реализованы опыт и знания специального психолога, так как ни один процесс развития ребенка не проходит без зависимости от психической сферы деятельности;

· просветительная работа родителей по вопросам здоровья и физического развития детей (и здесь также важна роль психолога – его задача не только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и самому, в силу имеющихся знаний, найти индивидуальный подход к каждому из родителей).

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости. При этом выделяют «психологическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках темперамента, психики дошкольника. (6)

Как отмечает Н. Кожухова, «Проблема развития выносливости у детей – способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности – представляется важной и актуальной. Но не следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку на ребенка, тем он становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратный эффект, приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервной системы».

Физические игры и упражнения, развивающие все виды выносливости, должны входить во все виды деятельности детей. Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства, обиды, нередко появляются и агрессивные действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.

В этом случае требуется большая работа как педагога и психолога детского сада, так и родителей. Психолог приглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой игр, принятых в группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок и рассказов, объясняет последовательность усложнения игровых действий в соответствии с возрастом ребенка. Рекомендуется ежедневно играть с ребенком в игрушки, также в ролевые игры или, хотя бы, вести «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

Также, для сокращения уровня агрессии, можно рекомендовать включение данного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он понял свою ответственность перед командой за агрессивное поведение на площадке. При этом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей, которые играют в другой команде, необходимо постоянно «смешивать» игроков различных команд.

Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная работа с родителями. Педагоги, методисты, психологи передают им необходимые знания о возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольных учреждений, в том числе и психологов. Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения ребенка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и воспитателями, с самим ребенком, проективные методы (например, рисунок «семья»). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и педагогов. (30)

Страницы: 1 2 3 4


Формы трансактов и возможности преодоления конфликтов.
Формы трансактов: · Параллельные трансакты.Возникают между любыми парами эго-состояний. · Перекрестные трансакты.Препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение. · Скрытые трансакты. Обмен информацией идет одновременно на нескольких уровнях (словами - одно, интонациями, взглядами и жестами – другое). То, что произн ...

Агрессия. Типы агрессии
Агрессия (по Р. Бэрону)– любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Классификация агрессии (по А. Бассу): 1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве); 2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением ...

Понятие тревожности и причины ее возникновения
Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характериз ...