Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Страница 7

Ильин считает, что большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь [6, с.25].

Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им, организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира.

4. В 20-е и последующие годы ХХ столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [8]; Г. Олпорти др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д.

Г. Мюррей в работе «Исследование личности» (1938) разработал

вопросник для выявления индивидуальных различий в мотивах [11]. Возможность заранее выявить индивидуальные различия мотивов открыла путь интенсивным исследованиям. Д.Мак-Клеланд и Дж.Аткинсон в 50-х годах на основе «Тематического апперцепционного теста» Г.Мюррея разработали и валидизировали эксперимент по измерению индивидуальных различий в мотивах. Выделялись и измерялись мотивы достижения, аффилиации, власти. Была выдвинута концепция «мотивация достижения успеха», в которой активность, ориентированная на достижение успеха, понимается как результат двух противоположных тенденций в поведении личности – «стремление к успеху» и «избегание неудачи». Вводится понятие «субъективная вероятность» успеха или неудачи, за счет которого более определенно раскрывается содержание побудительной ценности объекта цели, устанавливается более четкая связь между осознаваемым уровнем трудности и побуждением. Новым в данной теории является и то, что в ней рассматриваются не реакции, а действия (в том числе и вербальные) [11, с.19].

Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет аффективное состояние и характеристику действий. Вместе с тем авторы игнорируют социальную детерминацию поведения, общественно - исторические концепции личности, называя сбою теорию «аисторической».

Свою классификацию потребностей человека дал и представитель гуманистической психологии А. Маслоу. В своей работе «Мотивация и личность» он развивает концепцию самоактуализации личности (1954,1957). По Маслоу, мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней:

· физиологические потребности;

· потребности в свободе и безопасности;

· в любви;

· в достижениях и признании;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия. П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой ...

Основные выводы работы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: · насилие не есть случайные, ни с чем не связанные действия · проявляется насилие в семье чаще в качестве комбинации физического, сексуального и/или экономического и/или психологического насилия · можно сказать, что всякая «жертва» насилия переживает много насил ...

Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация
Принципы-альтернативы «адаптация-дезадаптация» и «компенсация-декомпенсация» дают возможность рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методо ...