Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Страница 9

· «Я» - сознательное. Представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Посредник между «Оно» и реальным миром.

· «Сверх-Я» - область социальных норм и нравственных установок. Своего рода цензура, выполняет «родительскую», контролирующую функцию.

Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности - «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. Если у У.Джемса мотивация, в решающей степени связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у 3. Фрейда и его последователей в детерминации поведения решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам [9,с. 79.].

В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение, и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций - предрасположений к действию.

Работы Мак-Дауголла дали новый импульс развитию проблемы мотивации в русле теории личности, обосновав необходимость включения в понятие личности тех или иных мотивационных характеристик.

Однако в целях нашего исследования необходимо отметить теорию «Психологических типов» Карла Густова Юнга, в которой он на многих примерах показывает и доказывает существование двух базовых психических установок или, точнее, направленностей - "во вне" и "во внутрь" - экстраверсия и интроверсия, соответственно. Кроме, того Юнг с той же основательностью описывает 4 психических функции - мышление, чувство, ощущение и интуицию. Все эти понятия у него разработаны очень подробно и во всех возможных комбинациях. Вкратце, все сводится к делению людей на 8 типов, в соответствии с основной направленностью и наиболее развитой психической функцией [9, с.82].

Такое понимание очень примитивно, поскольку, на самом деле, границы между типами размытые, да и в расчет надо брать не только сознательную установку, но и бессознательную. К тому же, в разных жизненных ситуациях, на первый план могут выходить разные функции, а, стало быть, психологический тип - это лишь предрасположенность к соответствующему типу реагирования и восприятия (адаптации), а не жесткий поведенческий шаблон. Экстраверт в целом может быть интровертом в частностях, и наоборот.

Но не стоит недооценивать важность предложенной Юнгом типологии. При всей своей расплывчатости и переменчивости в частностях, тип человека весьма стабилен в целом. Можно один раз вычислить свой тип и не сомневаться в нем лет до 40, когда начинают происходить всякие глобальные трансформации психического устройства.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Игроки
Hаши наблюдения свидетельствуют о том, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. Весьма любопытно, однако, что некоторые шизофреники отказываются участвовать в играх и с самого начала требуют прямолинейности. В обыденной жизни с наибольшей отдачей играют два типа людей, которых мы назовем Брюзгой и Hичтожеством ...

Исследование взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к разным видам своей и чужой лжи
На основе теоретической базы, нами было предположено, что черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении. Что подтвердилось статистически значимыми корреляционными зависимостями. Была обнаружена обратная статистическая зависимость между ложью-фантазией и интеллектом / r = -0,337/. То есть, ко лжи-фантаз ...

Теоретические аспекты проблемы формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте. Понятие о ценностных ориентациях личности
Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую актив ...