Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Страница 12

В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно «как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает» [11,с. 7].

Необходимо отметить многочисленные работы К.Левина. Он по существу является основоположником так называемой теории «социальной мотивации», в которой объясняет детерминацию поведения на основе взаимодействия личности и окружения в актуально складывающейся ситуации [8].

Мотивация, по К.Левину, выступает как актуальный процесс, который побуждает и направляет целенаправленное поведение. В качестве активных единиц психики К.Левин выделял потребности, мотивы, цели и намерения [8,с. 47].

Идея сближения целей и намерений с потребностями и мотивами является существенным теоретическим положением в понимании внутренних механизмов поведения и деятельности человека. К. Левиным была создана модель мотивации «ожидание – ценность», оказавшее существенное влияние на большинство современных положений теории мотивации (Дж. Аткинсон, Л.Фестингер, Х.Хекхаузен и др.). Однако К.Левину не удалось найти специфическое различие между потребностями, целями, ценностями и мотивами, что привело его к выделению двух равнозначных мотивационных переменных - врожденных (аналогичных побуждениям животных) и приобретенных, свойственных только человеку.

Трудно переоценить влияние работ К.Левина и его учеников на экспериментальное исследование мотивации в психологии человека. Однако как подчеркивал М.Г. Ярошевский, теория К.Левина мало, что может сказать о возникновении и изменении познавательных структур, воспроизводящих объективную реальность.

Феномен мотивации оказывает огромное влияние на все виды деятельности человека, в том числе и на учебную деятельность студентов.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [6, с. 87].

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас) [6, с. 88].

Все определения мотивации Ильин относит к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова [12], мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Основные противоречия в теории Декарта
Рене Декарт (1596-1650) попытался дать философско-теоретическое решение тех проблем, которые постоянно вставали перед Галилеем, но которых последний, как мы видели в предыдущей главе, не в состоянии был разрешить, то и дело впадая в противоречия с самим собой. Декарт хорошо видел эти противоречия, о чем свидетельствует и приведенное нам ...

Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в отечественной психологии.
К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооцени ...

Теоретическое исследование тревожности. Общая характеристика тревожности
Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх тревогу в специфических социальных ситуациях [1]. Избрав эту точку в качестве отправной, необходимо дополнить общий контекст рассмотрения центральной проблемы – проблемы тревоги. Этот контекст в самом общем виде можно определить как экз ...