Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»

Теоретико-методологические основы мотивации учебной деятельности. Сравнительный анализ предметно-методологических подходов к изучению понятий «мотива» и «мотивации»
Страница 10

Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей.

· Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты.

· Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами.

Юнг, опираясь на свой шестидесятилетний опыт работы психологом, увидел, что эта структура наполнена у разных людей совершенно по-разному. Он классифицировал устойчивые, возможно врожденные различия в поведении, способностях людей, склонностях к заболеваниям, особенностях внешности.

Учитывая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов личности. Он увидел, что одни люди лучше обрабатывают логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – эмоциональную (отношения людей, чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, ощущение времени, восприятие в целом, схватывание идей на лету), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). В результате чего Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Каждый из них может быть экстравертом или интровертом.

Психологические функции – открытые Юнгом механизмы обработки информации психикой человека. Всего таких функций четыре, в соционике им даны условные названия: логика, этика, интуиция, сенсорика [9, с.85-86].

Логикой называется психологическая функция для обработки информации об объективных сторонах жизни, законах и технологиях. Оценивает полученную информацию по принципу: правильно – неправильно, целесообразно – нецелесообразно.

Этикой в соционике называется функция, обрабатывающая информацию о чувствах и эмоциях людей. Оценивает поступившую информацию по принципу: хорошо – плохо.

Интуицией Юнг назвал психологическую функцию непосредственного восприятия действительности, собирающую мелкие частицы информации в целостную картину. Частицы эти настолько мелкие, что восприятие их остается неосознанным.

Сенсорикой называется психологическая функция, обрабатывающая информацию о физическом раздражении, здоровье, комфорте, силе. Воспринимает конкретные факты, собирает информацию здесь и сейчас.

Рациональное, по Юнгу, есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему. Информация о рациональном обрабатывается с помощью оценочных функций: логики и этики.

Иррациональное – основанное не на разуме, а на непосредственном восприятии действительности. Информацию об иррациональном обрабатывают функции интуиция и сенсорика. Базисом Юнга называется совокупность четырех основных дихотомий у каждого типа:

· Экстраверсия-интроверсия

· Интуиция - сенсорика

· Мышление - эмоции

· Иррациональность-иррациональность

Юнг считал оптимальной пропорцией 70:30 по каждой из дихотомии у здоровых людей. Связь различных моделей психики в разных теориях показана в таблице 1.

Таблица 1 - Связь различных моделей психики

Зигмунд Фрейд

Карл Густав Юнг

Эрик Берн

Психоанализ

Аналитеческая психология

Трансактный анализ

Я (Эго)

Эго

Взрослый

Анима / Анимус

Ребенок

Оно (Ид)

Тень

Родитель к другим

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Личностные детерминанты склонности ко лжи
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!") [41]. Они зависят от воспитания и жизненного опыта, влияния родителей, школы, ближайшего окруж ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия ...

Анализ и систематизация данных исследований в специализированной литературе. Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости.
Сначала определим, в общем, что такое наркомания, что вообще означает этот термин? Греческое « narke » означает оцепенение, « mania » – безумие, сумасшествие. Сущность наркомании (а так же её социальное значение) наиболее полно выражается следующим определением. Наркомания – социально опасное психическое заболевание, в основе которого ...