На наш взгляд, авторитарный отец, "вживаясь" в роль деда, изменяет отношения с сыном и внуком так, чтобы удовлетворить свою потребность быть нужным в семье. Взрослому сыну, влиять на которого уже сложно, он отводит роль товарища, с ним обсуждает различные вопросы, советуется на равных, чтобы чувствовать свою полезность и нужность ему. Этим и объясняется высокая выраженность установки на вербализацию и товарищество в данный момент жизни наших испытуемых.
Однако полученные нами данные можно объяснить и с другой позиции. Из таблицы мы видим, что превалирующие установки мужчин в группе Дедушек четко делятся на две группы. В первую входят установки на вербализацию, товарищество и жертвенность, которые могут характеризовать мужчин из этой группы как демократических отцов. Во вторую входят установки на подавление воли ребенка, сверхавторитет отца и его доминирование, которые могут характеризовать этих отцов как авторитарных. Между этими группами находится установка на супружеские конфликты. Такая картина могла получиться в силу того, что установки, выдвинутые в настоящий момент на первые места, в свое время подавлялись в силу социокультурных обстоятельств. Они не могли проявляться в поведении, но существовали на уровне потребностей. Возможно, в настоящее время мужчинам из группы Дедушек хотелось бы иметь такие отношения с сыновьями, поэтому данные установки вышли на первые места иерархии.
Что касается супружеских конфликтов, в нашем случае они могли возникать по двум причинам. Во-первых, в ситуации защиты матерью ребенка от подавляющего и доминантного отца. Во-вторых, в ситуации недовольства матерью мерой строгости отца к сыну. Такое предположение вытекает из расстановки установок в иерархии: установка на строгость в группе Дедушек занимает 22 позицию, а установка на товарищество – 2 позицию.
Таким образом, мы не можем с уверенностью говорить о модели отцовских установок в группе Дедушек, поскольку в настоящий момент жизни наших испытуемых они носят двойственный характер: с одной стороны отец авторитарный, с другой – демократичный. Однако специфика возраста этой группы, а именно необходимость помощи и участия, диктует некоторые особенности в поведении мужчин данной группы, в частности сближение с собственными сыновьями через установление товарищеских отношений и вовлечение сыновей в обсуждение каких-либо вопросов, либо за счет навязывания этого общения.
Перейдем к анализу отцовских установок в группе Отцов.
Таблица 2. Иерархия отцовских установок в группе Отцов.
№ |
Название шкал |
Среднее значение в группе n=15 |
1 |
Супружеские конфликты |
17 |
2 |
Зависимость от семьи |
16,67 |
3 |
Вербализация |
16,6 |
4 |
Товарищество |
16,2 |
5 |
Доминирование отца |
15,8 |
6 |
Несамостоятельность отца |
15,6 |
7 |
Жертвенность |
15,33 |
8 |
Раздражительность |
14,73 |
9 |
Поощрение активности ребенка |
14,73 |
10 |
Подавление воли ребенка |
14,6 |
11 |
Сверхавторитет отца |
14,33 |
12 |
Опасение обидеть ребенка |
14,13 |
13 |
Безучастность жены |
13,73 |
14 |
Чрезмерная забота |
13,4 |
15 |
Неудовлетворенность ролью хозяина |
13,07 |
16 |
Навязчивость |
13,07 |
17 |
Партнерство |
12,73 |
18 |
Стремление ускорить развитие |
12,53 |
19 |
Подавление сексуальности |
12,2 |
20 |
Подавление агрессивности ребенка |
12,07 |
21 |
Уклонение от конфликта |
12,07 |
22 |
Зависимость от отца |
12 |
23 |
Строгость отца |
11,47 |
Необихевиоризм Э. Толмена и Б. Скиннера
Скиннер (1904-1990). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов (так называемая скиннеровская камера) перед ним при освещении пластмассового диска с другой стороны. В ответ на такой сигнал голубь ударяет по диску клювом, чтобы в кормушке появилось зерно.
В процессе ра ...
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 Представления различных авторов о феноменах искажения информации
№
Автор
Виды искажения информации
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Блаженный Августин
Платон
А. Шопенгауэр
Х. Граткус
О. Липман
В. Штерн
Ж Дюпра
Т. Карсон
П. Экман
Ложь – это сказанное с желанием сказать ложь. ...
Ортопедический режим групп с нарушением опорно-двигательного аппарата в
детских учреждений
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего, самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формирован ...