На наш взгляд, авторитарный отец, "вживаясь" в роль деда, изменяет отношения с сыном и внуком так, чтобы удовлетворить свою потребность быть нужным в семье. Взрослому сыну, влиять на которого уже сложно, он отводит роль товарища, с ним обсуждает различные вопросы, советуется на равных, чтобы чувствовать свою полезность и нужность ему. Этим и объясняется высокая выраженность установки на вербализацию и товарищество в данный момент жизни наших испытуемых.
Однако полученные нами данные можно объяснить и с другой позиции. Из таблицы мы видим, что превалирующие установки мужчин в группе Дедушек четко делятся на две группы. В первую входят установки на вербализацию, товарищество и жертвенность, которые могут характеризовать мужчин из этой группы как демократических отцов. Во вторую входят установки на подавление воли ребенка, сверхавторитет отца и его доминирование, которые могут характеризовать этих отцов как авторитарных. Между этими группами находится установка на супружеские конфликты. Такая картина могла получиться в силу того, что установки, выдвинутые в настоящий момент на первые места, в свое время подавлялись в силу социокультурных обстоятельств. Они не могли проявляться в поведении, но существовали на уровне потребностей. Возможно, в настоящее время мужчинам из группы Дедушек хотелось бы иметь такие отношения с сыновьями, поэтому данные установки вышли на первые места иерархии.
Что касается супружеских конфликтов, в нашем случае они могли возникать по двум причинам. Во-первых, в ситуации защиты матерью ребенка от подавляющего и доминантного отца. Во-вторых, в ситуации недовольства матерью мерой строгости отца к сыну. Такое предположение вытекает из расстановки установок в иерархии: установка на строгость в группе Дедушек занимает 22 позицию, а установка на товарищество – 2 позицию.
Таким образом, мы не можем с уверенностью говорить о модели отцовских установок в группе Дедушек, поскольку в настоящий момент жизни наших испытуемых они носят двойственный характер: с одной стороны отец авторитарный, с другой – демократичный. Однако специфика возраста этой группы, а именно необходимость помощи и участия, диктует некоторые особенности в поведении мужчин данной группы, в частности сближение с собственными сыновьями через установление товарищеских отношений и вовлечение сыновей в обсуждение каких-либо вопросов, либо за счет навязывания этого общения.
Перейдем к анализу отцовских установок в группе Отцов.
Таблица 2. Иерархия отцовских установок в группе Отцов.
|
№ |
Название шкал |
Среднее значение в группе n=15 |
|
1 |
Супружеские конфликты |
17 |
|
2 |
Зависимость от семьи |
16,67 |
|
3 |
Вербализация |
16,6 |
|
4 |
Товарищество |
16,2 |
|
5 |
Доминирование отца |
15,8 |
|
6 |
Несамостоятельность отца |
15,6 |
|
7 |
Жертвенность |
15,33 |
|
8 |
Раздражительность |
14,73 |
|
9 |
Поощрение активности ребенка |
14,73 |
|
10 |
Подавление воли ребенка |
14,6 |
|
11 |
Сверхавторитет отца |
14,33 |
|
12 |
Опасение обидеть ребенка |
14,13 |
|
13 |
Безучастность жены |
13,73 |
|
14 |
Чрезмерная забота |
13,4 |
|
15 |
Неудовлетворенность ролью хозяина |
13,07 |
|
16 |
Навязчивость |
13,07 |
|
17 |
Партнерство |
12,73 |
|
18 |
Стремление ускорить развитие |
12,53 |
|
19 |
Подавление сексуальности |
12,2 |
|
20 |
Подавление агрессивности ребенка |
12,07 |
|
21 |
Уклонение от конфликта |
12,07 |
|
22 |
Зависимость от отца |
12 |
|
23 |
Строгость отца |
11,47 |
Формы трансактов и возможности преодоления конфликтов.
Формы трансактов:
· Параллельные трансакты.Возникают между любыми парами эго-состояний.
· Перекрестные трансакты.Препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение.
· Скрытые трансакты.
Обмен информацией идет одновременно на нескольких уровнях (словами - одно, интонациями, взглядами и жестами – другое). То, что произн ...
Описательные модели насилия в семье. Семья 1.
Состав семьи: отец(50 лет,образование высшее техническое), мать (50 лет, образование высшее юридическое), дочь (22 года, студентка), сын (18 лет, учащийся), бабушка (пенсионерка).
Стадия жизненного цикла семьи: переходная между стадией завершения воспитательной функции семьи и стадией, когда дети живут с родителями, не имея собственной ...
Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим
процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер.
Сущность нравственного воспитания носит двухсторонний характер. Он включает в себя, как целенаправленно ...


