Из таблицы видно, что высшие ступени иерархии в группе Отцов занимают такие установки, как супружеские конфликты, зависимость от семьи, вербализация, товарищество, доминирование отца, его несамостоятельность и жертвенность. Полученные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время у мужчин из группы Отцов доминирует установка на супружеские конфликты. Взятая нами методика выявляет установку на конфликт с супругом из-за расхождений во взглядах на воспитание ребенка. Поскольку возраст юношей из группы Сыновей варьирует в пределах от 15 до 19 лет (а это окончание подросткового возраста и начало самостоятельной жизни молодых людей), то установка на супружеские конфликты может быть связана с трудностями подросткового возраста и с сложностью процесса принятия родителями ухода ребенка из родительской семьи.
Установка на зависимость от семьи обусловлена тем, что отец, по всей видимости, осознает свою ответственность в вопросах обеспечения и содержания семьи и детей, поэтому она занимает вторую позицию в иерархии. В группе Дедушек установка на зависимость от семьи находится на 10 позиции и не так актуальна, возможно, потому, что мужчины из группы Дедушек уже выполнили свою задачу по обеспечению семьи, а их дети уже взрослые и сами способны снабжать себя всем необходимым.
Установка на несамостоятельность, появляющаяся в группе Отцов может быть связана с уже упомянутым процессом отделения ребенка от родительской семьи. Возможно, мужчинам этой группы в настоящий период требуется поддержка и совет в этой новой для них ситуации.
Как мы видим, иерархия отцовских установок в группе Отцов значительно отличается от иерархии установок в группе Дедушек. Мужчины из группы отцов менее настроены на доминирующую роль, в целом они даже занимают зависимую позицию. Это может объясняться влиянием жены, которая, возможно, вмешивается в отношения отца и сына, прямо или косвенно указывая отцу на его несостоятельность в силу несоответствия роли "нового отца" традиционным взглядам на стереотипы поведения. С другой стороны, полученные отличия в установках в двух группах можно объяснить изменившейся социальной ситуацией в обществе, а также нахождением семьи на одном из этапов развития, когда родителям приходится пересматривать свои отношения друг с другом и с ребенком в связи с его "уходом" из родительской семьи.
Перейдем к анализу отцовских установок в группе Сыновей.
Таблица 3. Иерархия отцовских установок в группе Сыновей.
|
№ |
Название шкал |
Среднее значение в группе n=15 |
|
1 |
Сверхавторитет отца |
16,8 |
|
2 |
Вербализация |
16,73 |
|
3 |
Опасение обидеть |
16,67 |
|
4 |
Товарищество |
16,6 |
|
5 |
Поощрение активности ребенка |
16,27 |
|
6 |
Подавление воли ребенка |
16,2 |
|
7 |
Строгость отца |
15,93 |
|
8 |
Несамостоятельность отца |
15,8 |
|
9 |
Зависимость от семьи |
15,73 |
|
10 |
Жертвенность |
15,73 |
|
11 |
Чрезмерная забота |
15,2 |
|
12 |
Супружеские конфликты |
14,87 |
|
13 |
Зависимость от отца |
14,8 |
|
14 |
Раздражительность |
14,33 |
|
15 |
Доминирование отца |
14,2 |
|
16 |
Партнерство |
14,07 |
|
17 |
Навязчивость |
13,93 |
|
18 |
Безучастность жены |
13,8 |
|
19 |
Подавление агрессивности ребенка |
13,07 |
|
20 |
Стремление ускорить развитие |
13 |
|
21 |
Подавление сексуальности |
12,87 |
|
22 |
Уклонение от конфликта |
11,13 |
|
23 |
Неудовлетворенность ролью хозяина |
10,73 |
Коллекционирование как игра
К игровой деятельности можно отнести и бесчисленные увлечения людей, которым они предаются в часы досуга, тратя не только время, но и огромные деньги. Классическими увлечениями, имеющими наиболее широкое распространение, является коллекционирование тех или иных предметов: марок, монет, открыток и т.п. Коллекционирование следует главному ...
Энергетическая парадигма в психосоматике
А. Лоуэн явился автором метода биоэнергетического анализа. Его биоэнергетика берёт своё начало в идеях Вильгельма Райха, чьим учеником Лоуэн был в 1945-53 гг.
Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. закрепощённость препятствует сво ...
Когнитивная характеристика педагогической толерантности. Оценка
учителями с разным уровнем педагогической толерантности качеств личности
учащихся
Данные, полученные по методике семантического дифференциала Осгуда отражены в таблицах 10, 11, рисунках 16–18. Можно отметить что, педагоги с низким и высоким уровнем педагогической толерантности используют для оценки личности учащихся разное сочетание качеств. Учителя с высоким уровнем педагогической толерантности отмечают нравственные ...


