Из таблицы видно, что высшие ступени иерархии в группе Отцов занимают такие установки, как супружеские конфликты, зависимость от семьи, вербализация, товарищество, доминирование отца, его несамостоятельность и жертвенность. Полученные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время у мужчин из группы Отцов доминирует установка на супружеские конфликты. Взятая нами методика выявляет установку на конфликт с супругом из-за расхождений во взглядах на воспитание ребенка. Поскольку возраст юношей из группы Сыновей варьирует в пределах от 15 до 19 лет (а это окончание подросткового возраста и начало самостоятельной жизни молодых людей), то установка на супружеские конфликты может быть связана с трудностями подросткового возраста и с сложностью процесса принятия родителями ухода ребенка из родительской семьи.
Установка на зависимость от семьи обусловлена тем, что отец, по всей видимости, осознает свою ответственность в вопросах обеспечения и содержания семьи и детей, поэтому она занимает вторую позицию в иерархии. В группе Дедушек установка на зависимость от семьи находится на 10 позиции и не так актуальна, возможно, потому, что мужчины из группы Дедушек уже выполнили свою задачу по обеспечению семьи, а их дети уже взрослые и сами способны снабжать себя всем необходимым.
Установка на несамостоятельность, появляющаяся в группе Отцов может быть связана с уже упомянутым процессом отделения ребенка от родительской семьи. Возможно, мужчинам этой группы в настоящий период требуется поддержка и совет в этой новой для них ситуации.
Как мы видим, иерархия отцовских установок в группе Отцов значительно отличается от иерархии установок в группе Дедушек. Мужчины из группы отцов менее настроены на доминирующую роль, в целом они даже занимают зависимую позицию. Это может объясняться влиянием жены, которая, возможно, вмешивается в отношения отца и сына, прямо или косвенно указывая отцу на его несостоятельность в силу несоответствия роли "нового отца" традиционным взглядам на стереотипы поведения. С другой стороны, полученные отличия в установках в двух группах можно объяснить изменившейся социальной ситуацией в обществе, а также нахождением семьи на одном из этапов развития, когда родителям приходится пересматривать свои отношения друг с другом и с ребенком в связи с его "уходом" из родительской семьи.
Перейдем к анализу отцовских установок в группе Сыновей.
Таблица 3. Иерархия отцовских установок в группе Сыновей.
|
№ |
Название шкал |
Среднее значение в группе n=15 |
|
1 |
Сверхавторитет отца |
16,8 |
|
2 |
Вербализация |
16,73 |
|
3 |
Опасение обидеть |
16,67 |
|
4 |
Товарищество |
16,6 |
|
5 |
Поощрение активности ребенка |
16,27 |
|
6 |
Подавление воли ребенка |
16,2 |
|
7 |
Строгость отца |
15,93 |
|
8 |
Несамостоятельность отца |
15,8 |
|
9 |
Зависимость от семьи |
15,73 |
|
10 |
Жертвенность |
15,73 |
|
11 |
Чрезмерная забота |
15,2 |
|
12 |
Супружеские конфликты |
14,87 |
|
13 |
Зависимость от отца |
14,8 |
|
14 |
Раздражительность |
14,33 |
|
15 |
Доминирование отца |
14,2 |
|
16 |
Партнерство |
14,07 |
|
17 |
Навязчивость |
13,93 |
|
18 |
Безучастность жены |
13,8 |
|
19 |
Подавление агрессивности ребенка |
13,07 |
|
20 |
Стремление ускорить развитие |
13 |
|
21 |
Подавление сексуальности |
12,87 |
|
22 |
Уклонение от конфликта |
11,13 |
|
23 |
Неудовлетворенность ролью хозяина |
10,73 |
Толерантные – интолерантные отношения
Понятия «общение» и «толерантность» П.Ф. Комогоров связывает, т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения. И если принять во внимание то, что толерантность всегда имеет в качестве своего обязательного признака уважение к «другому», стремление к сотрудничеству, содружеству, то есть отношение к нему как к субъекту, можно пре ...
Понятие установки
В 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе - понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению.
Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в как ...
Выводы
1. Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в педагогических коллективах является избегание и компромисс. При этом стиль избегание характерен для педагогического коллектива общеобразовательной школы, а стиль компромисс для педагогического коллектива ВУЗа, что объясняется более высокой профессио ...


