Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить . Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, мужем и женой имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом.
В дружной семье, при всей индивидуальности её членов, царят взаимная поддержка и помощь, дружественные отношения, неразделимость радостей и горестей. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её.
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
а) Принимать активное участие в жизни семьи;
б) Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
в) Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни
г) сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
д) Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
е) Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
ж) Уважать право ребенка на собственное мнение;
з) Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Приложение 2
Тест-опросник улдовлетворенности браком
(В.В. Столин, Т.Л.Романова. Г.П.Бутенко)
Инструкция испытуемому: "Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д."
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно,
б) не уверен,
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание,
б) затрудняюсь ответить
в) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся,
б) нечто среднее,
в) как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то
а)Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
б) трудно сказать,
в) Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все "приедается", в том числе и сексуальные отношения:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других,
б) трудно сказать,
в) что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, близкого человека -- слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
8. Вы считаете, что без Ваc жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю,
б) трудно сказать,
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
а) верно,
б) не могу сказать,
в) неверно.
11. Если бы вернулось время когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
б) трудно сказать,
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
Теоретико-методологические основы исследования проблем
ценностей и ценностных ориентаций. Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных
ориентаций
Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на сущность ценностных ориентаций, от чисто биологических, до социально-экономических и философских.
И ...
Определение психологического содержания педагогической толерантности
Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя. Анализируя особенности толерантности учителя в педагогическом процессе, Ю.П. Поваренков определяет два вида толерантности педагога: социальная и психоло ...
Коммуникативные барьеры.
К коммуникативным барьерам относятся:
1.Социальные барьеры
- политические, религиозные и т.д. Они порождают недопонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения;
2.Этнокультурные барьеры
- национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимают ...