Информация » Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте » Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей

Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей
Страница 5

Итак, общее, определяющее характеры трудных детей,— ис­кажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими при­хотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен).

Трудновоспитуемый всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда свя­зано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: «Другие так же поступают», «Мне терять нечего» и т. д.

В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избран­ный образ жизни.

Соответствующие педагогические методы перевоспитания долж­ны учитывать содержание отрицательной направленности каж­дого трудновоспитуемого.

Любой поведенческий акт совершается в определенной жизнен­ной ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние предпосылки. Поведение включает в себя:

· цели и мотивы действий и поступков личности как преломление этих внешних условий и требований в сочетании с направленно­стью данного воспитанника;

· восприятие задачи, поручения, требования, выдвигаемые педа­гогами, коллективом сверстников, родителями или обстоятельст­вами жизни, объективными условиями, содержанием деятель­ности;

· планирование деятельности и поведения с учетом личных ус­тановок и внешних обстоятельств;

· принятие решения и мобилизация сил, способностей для со­вершения необходимых действий;

· реальная деятельность, содержание поведения; действия, по­ступки; осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.

В соответствии с диалектическим подходом движущая сила любого явления находится внутри его самого, определяется внут­ренними факторами. Личностные качества и свойства в психоло­гии определяются как внутренние факторы, а поведение — как их внешние проявления (В. Г. Афанасьев, М. И. Бобнева, А. Г. Ко­валев, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова). Поэтому конкретное пове­дение зависит от установок, самооценки личностных качеств школьника. Например, целевые установки определяются видом направленности, идеалами, ценностными ориентациями; восприя­тие внешних требований зависит от воспитуемости и обучаемости школьника, от его отношения к школе, к учителю, к коллективу; планирование деятельности осуществляется на основе таких ка­честв, как целеустремленность и организованность; принятие ре­шения — прерогатива решительности, важного волевого качества и т. д. Все поведение в конечном счете обусловлено личностными качествами, целью и конкретной ситуацией.

Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, когда речь идет о педагогической профилактике. Пока есть отрицатель­ные свойства, они будут порождать бесчисленное количество ва­риантов неправильного поведения. Бороться надо не со следстви­ем, а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру воспитанника, хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрица­тельные проявления.

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приоб­ретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. М. И. Бобнева пишет: «При социальной регуляции по­ведения личности основными регуляторами и посредниками со­циального воздействия оказываются высшие качественно опре­деленные образования субъективного мира личности — ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы»1. Значит, изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, в первую очередь интенсивного формиро­вания положительных черт и качеств личности, идеалов и убеж­дений. Считать, что причиной испорченности человека является само поведение, все равно что считать слезы причиной горя, смех — причиной веселого настроения, поступок — причиной мотива и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Закономерности межличностных взаимоотношений.
К закономерностям межличностных взаимоотношений относятся: I. Зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур (закон неопределенного отклика). II . Неадекватность отображения человека человеком. · Человек слишком сложен. · Человек осознанно и неосознанно защищается от попыток раскрыть его ос ...

Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Межличностная роль фиксирует положение человека в системе групповых связей, пр ...

Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с детьми – подростками. Методики исследования.
С целью исследования личности подростка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применить личностные опросники. Личностные опросники - вариант стандартизированных самоописательных тестов для многомерного измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональн ...