Мотивация искажения информации
Страница 1

Внутри психологического параметра важными являются причины и цели обмана, синтезированные в мотивах, роль эмоций в генезисе лжи. Доминирующими эмоциями, стимулирующими ложь/обман, являются страх, боязнь, малодушие. Первопричиной лжи и обмана являются любовь к близким, жалость, сострадание, желание защитить. Помимо перечисленных доминирующих эмоций ложь и обман стимулируются также жадностью, тщеславием, завистью [50].

Б.С.Шалютин считает, что лгут все. При этом цели лгущего могут быть разнообразны: формирование или сохранение отношения адресата к чему-либо, воздействие на его поведение, текущее состояние, устойчивые характеристики, наконец - на само существование адресата [60]. Одним из мотивов выступает самозащита - термин, который ввел Мюррей для обозначения потребности защитить себя от критики, вербально оправдать свои действия [4]. По К.Мелитану, человек лжет, чтобы соблюсти элементарные правила вежливости, или, привыкнув, прибегает ко лжи всегда, когда это для него выгодно [8]. Истоки формирования мотивации обмана, установление причин, по которым он считает нужным умолчать о некоторых известных ему фактах, по мнению В.В.Знакова, следует искать в ролевой позиции, а также в моральных принципах субъекта [28]. М.А. Красников пишет, что сокращение имеющихся взаимоотношений лжеца со своим партнером и изменения этих отношений в желательную для лжеца сторону является одним из важнейших мотивов лжи в межличностном общении [5,33]. Для субъекта, скрывающего правду, ложь выступает своеобразной мотивацией. Через нее он «вплетен» (по С.Л. Рубинштейну) в жизнь другого человека (сопереживает, проявляет эмпатию). Высказывания лгуна могут и не совпадать с действительными мотивами, сознательно маскируя первопричину лжи. [38].

На сегодняшний момент существует достаточно большое количество публикаций, посвященных изучению мотивации детской, подростковой лжи, это работы И.П. Шкуратовой [63,64,65], Е.В. Зинченко [23], Е.А. Душиной [16], А.В. Павлюк [49] и др. [35,37,38,41,57,72]. Подростки часто лгут потому, что компания сверстников ждет от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других; невозможность что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи [49]. Данная проблема актуальна, так как невинная, на первый взгляд, детская ложь нередко становится серьёзной проблемой. Важно знать мотив лжи (почему ребёнок обманул) и ее последствия (на кого и как повлияла ложь). Осознание мотива лжи помогает родителям принять решение, как себя вести, чтобы ребенок не солгал снова. Ранняя диагностика мотивов детской лжи может предупредить переход отдельных лживых поступков в лживость как устойчивое личностное качество [35,38,41,72].

Анализ работ, посвящённых данной проблеме позволяет нам выделить следующие мотивы лжи:

-

Криминальный

(мошенничество – обман ради наживы)

- Страх перед наказанием (трусость)

- Способ нанести вред другому

- Способ получить выгоду для себя за счёт других (манипуляция)

- Защита других (стремление не огорчать, ложь во благо)

- Ложь ради удовольствия, ложь для красного словца (фантазирование, развлечение, шутка)

- Псевдология

(мифомания) – патологическая склонность ко лжи (восторг надувательства)

- Ложь как реакция протеста и средство компенсации физического и психического дефекта личности

- Желание получить что-то, чего иначе не получишь

- Защита своего внутреннего мира

(самозащита, термин ввёл Мюррей)

Страницы: 1 2


Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик
Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "правильное" мышление – это "мертвое" мышление. Это высказывания, суждения, различные слов ...

Память и возможности ее развития.
Память – это психическое отражение действительности в виде запоминания, сохранения и воспроизведения своего опыта. Цель памяти осмысленное запоминание, а также сохранение, забывание и воспроизведение. Возможности развития памяти предполагают тренировку в концентрации и усилиях запоминания или узнавания в нужный для себя момент. Дл ...

Отношение Христианства к суициду
Христианская церковь сформировала негативное отношение к суициду лишь через 500‑600 лет после своего возникновения. Существовало множество спором о допустимости или недопустимости самоубийства. Положение усугублялось тем, что сам Иисус принял смерть добровольно, то есть фактически закончил свое земное существование самоубийством. ...