Личностный опросник Кеттелла
Цель: Выявить характерологические изменения персонала.
Проведение тестирования. Каждый испытуемый получил текст опросника с инструкцией и Бланк для заполнения (Приложение 3).
Обработка результатов. Аналогична обработке в констатирующем эксперименте. Результаты тестирования отражены в Таблице 12.
Таблица 12
Характерологические черты сотрудников коллектива в (%) 2 тестирование
Фактор |
Высокий |
Средний |
Низкий |
А |
45% |
50% |
5% |
Е |
25% |
45% |
30% |
О |
40% |
50% |
10% |
Анализ результатов. По критерию открытости, готовности к сотрудничеству и уживчивости половина сотрудников имеют средний уровень, и почти половина – 45% - высокий уровень. Выраженную замкнутость проявили лишь 5% испытуемых. Этого говорит о том, что тренинг позволил многим участникам преодолеть свою холодность и скептичность в отношениях с сотрудниками.
По фактору «независимости-податливости» (Е) также наблюдаются изменения в сторону повышения независимости. Из небольшая выраженность обусловлена, вероятно тем, что это базовое личностное качество, и его изменение требует долговременной внутренней работы.
По фактору «О» склонность к чувству вины, боязненность, тревожность, подверженность настроению проявляют уже не 20% а 10% членов коллектива. 90% испытуемых стали относиться к группе достаточно спокойных, самоуверенных людей.
Таким образом, нынешнее состояние коллектива можно охарактеризовать как достаточно открытое, готовое к сотрудничеству. Сотрудники стали более уверенными в себе, более независимыми.
Шкала мотивации одобрения
Цель: Изучить изменения в мотивационно-потребностной сфере коллектива.
Проведение исследования. Каждый участник получил текст опросника с инструкцией (Приложение 4) и предложением заполнить его.
Обработка результатов. Аналогична обработке в констатирующем эксперименте. Результат по данному исследованию обозначен в Таблице 13.
Таблица 13
Уровень мотивации одобрения в (%) тестирование
Высокий |
Средний |
Низкий |
15% |
45% |
40% |
Анализ результатов. Высокий уровень потребности в одобрении со стороны окружающих имеют лишь 15% испытуемых по сравнению с 45% до тренинга. Это говорит о значительно возросшей уверенности в себе, открывшейся способности принимать самостоятельные решения и брать ответственность на себя. Наряду с этим значительно возросло количество сотрудников, имеющих низкий уровень мотивации одобрения – с 10% до 40%, что также свидетельствует о вышеприведенном результате. Это означает выход на новый качественный уровень делового сотрудничества коллектива, оптимизацию межличностных отношений.
Резюмируя контрольное исследование межличностных отношений экспериментальной группы в целом можно отметить следующее.
Значительно возросло количество предпочитаемых членов коллектива, т.е. сотрудники увидели друг в друге новые полезные для себя стороны. Результаты оценки степени благоприятности психологического климата в коллективе показали значительные изменения в положительную сторону. На 30% снизилось количество сотрудников, оценивающих обстановку как неблагоприятную, и на 35% возросло количество сотрудников, оценивающих обстановку как благоприятную. Согласно результатам тестирования, испытуемые стали более открытыми, уверенными в себе, хотя они еще несколько излишне конформны. Участники экспериментальной группы стали меньше проявлять зависимость от одобрения их поступков со стороны коллег.
Агрессия. Типы агрессии
Агрессия
(по Р. Бэрону)– любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Классификация агрессии
(по А. Бассу):
1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве);
2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением ...
Вывод
На основе нашего сравнительного анализа мы получили такие результаты, что разница между тревожностью подросткового возраста и тревожностью юношеского возраста равна на -7,3. Это означает, что у подростков уровень тревожности выше чем у юношеского возраста.
Люди юношеского он более уравновешены, спокойны, практически не переживают, всег ...
Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической
деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности и социокультурной толерантность, тем выше эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя.
Рис. 6.1. Взаимосвязь параметров коммуникативной интолерант ...