«Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?»
Рассогласование ожиданий от учебной деятельности и действительности, показывает, что при поступлении в университет необходимо проводить тестирование студентов на определение психологического типа.
5. Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [42].
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, о чем свидетельствуют ответы на вопрос «Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами»
Первокурсники ответили следующим образом:
1) нет
2) да - в группе
3) да - на факультете
4) да - в университете
Рисунок 6 – Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 1 курса
Студенты 3 курса ответили следующим образом:
Рисунок 7 – Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 3 курса
Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации, и происходит затухание межличностных отношений.
Студенты 5 курса ответили следующим образом:
Рисунок 8– Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов
5 курса
Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Проанализировав данные рисунков 7,8,9, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция снижения важности фактора «межличностные отношения студентов»
Рисунок 9 – Динамика снижения фактора межличностных отношений студентов
6. В своих ответах на вопрос «Что не нравится в процессе учебной деятельности» студенты чаще всего отмечали следующее:
· не получаю необходимых знаний,
· преподают ненужные для будущей специальности предметы,
· отношения с преподавателями,
· недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии
Распределение ответов по курсам представлены в таблице 3.
Таблица 3 - «Что не нравится в процессе учебной деятельности»
№ |
Ответы на вопрос |
Количество баллов | ||
1 курс |
3 курс |
5 курс | ||
1 |
не получаю необходимых знаний |
5 |
19 |
12 |
2 |
преподают ненужные для будущей специальности предметы |
6 |
22 |
18 |
3 |
отношения с преподавателями |
4 |
12 |
11 |
4 |
недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии |
1 |
6 |
14 |
Итого |
16 |
59* |
55* |
Практическая часть
В ходе исследования было опрошено 50 человек, 26 чел (52%) из которых юноши и 24 чел (48% ) девушки. Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленность молодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонденты представляли возрастную группу 16 - 18 лет. Блок вопросов был направлен на выявление непосредст ...
Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипны ...
Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного
возраста
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возник ...